С первого Января 2017 года в России вступает в силу закон, обязывающий иностранные компании уплачивать налог с продажи электронных товаров и услуг.

Лайф разобрался, насколько сильно новая инициатива ударит по кошелькам простых игроков.

Ещё с момента принятия депутатами инициативы 15 июня этого года пользователи завыли: не успели они оправиться от резкого скачка курса рубля, как им предлагалось вновь смириться с перспективой роста цен на любимые развлечения. Масла в огонь подливала профильная игровая пресса: то и дело одно крупное издание за другим публиковало колонки анонимных экспертов, мнения игроков и другого рода диванную аналитику. Интернет пестрил слухами, а форумы и социальные сети разрывались гневными воплями.

К декабрю страсти поутихли, а на свет начали всплывать первые подробности.

Игры для консолей и Steam

Ожидаемые заявления прозвучали в итоге из уст лишь одного платформодержателя из трёх, а 13 декабря многие поклонники Марио запомнили надолго. Без объявления войны и более чем за полмесяца до назначенного срока российское представительство Nintendo сделало официальное заявление о новых расценках. Спустя два дня план был воплощён в жизнь: прейскурант в цифровом магазине японцев вырос на 20%. Как заявили представители издательства, в новом ценообразовании был учтён не только НДС, но и другие экономические изменения, произошедшие в нашей стране за минувшие два года.

В PlayStation тем временем встали на сторону игроков. Отчего-то не сильно афишировав информацию до этого, сотрудники пресс-службы представительства сообщили Лайфу:

Игры для консолей и Steam

Ожидаемые заявления прозвучали в итоге из уст лишь одного платформодержателя из трёх, а 13 декабря многие поклонники Марио запомнили надолго. Без объявления войны и более чем за полмесяца до назначенного срока российское представительство Nintendo сделало официальное заявление о новых расценках. Спустя два дня план был воплощён в жизнь: прейскурант в цифровом магазине японцев вырос на 20%. Как заявили представители издательства, в новом ценообразовании был учтён не только НДС, но и другие экономические изменения, произошедшие в нашей стране за минувшие два года.

В PlayStation тем временем встали на сторону игроков. Отчего-то не сильно афишировав информацию до этого, сотрудники пресс-службы представительства сообщили Лайфу:

"Корректировка цен в ближайшее время не планируется"

Впрочем, неизвестными пока остаются планы главного оплота игр для персональных компьютеров — Steam. Компания, и без того славящаяся не особой разговорчивостью, сохраняла и продолжает сохранять железобетонное молчание относительно цен в России с 1 января.

Условно-бесплатные игры

А вот кто точно не сильно пострадает — так это эльфы, гномы, танкисты и другие пользователи проектов жанра free-2-play.

"У нас вообще нет планов повышения цен в связи с новым налогом"

Во-первых, российские издательства вроде Mail.ru и "Иннова" и раньше облагались НДС. Связано это было с брешью в законодательстве, а именно в статье 149 налогового кодекса Российской Федерации, как раз и предусматривавшей налоговые поблажки для отечественных разработчиков. Дело в том, что согласно её тексту освобождению от налогообложения подлежали только организации, продающие ПО и подписывающие при этом с покупателем лицензионное соглашение.

К слову, Mail.ru попыталась восстановить справедливость в 2015 году, однако решение Федеральной налоговой службы оказалось не в пользу интернет-гиганта:

"Услуги по организации игрового процесса путём предоставления возможности использования дополнительного функционала игры за дополнительную плату не подлежат освобождению от налогообложения НДС, и их реализация облагается НДС по ставке 18% в общеустановленном порядке"

Во-вторых, ряд издательств из ближнего и дальнего зарубежья уже объявили о том, что планируют сохранить прежние цены на внутриигровые валюту и товары. В частности, так поступили разработчики популярной онлайн-игры World of Tanks, сообщившие на прошедшем в минувшую субботу фестивале WG Fest о намерении взять все дополнительные расходы на себя.

Аналогичным образом, вполне вероятно, поступят и другие крупные игроки, желающие сохранить долю рынка, уступающего по своим объёмам лишь американскому и азиатскому. В этом уверен в том числе советник президента России Герман Клименко, взвешенно оценивший перспективы в летнем разговоре с Лайфом:

"Наверное, в какой-то классической модели экономики такой налог имел бы значение. Но, учитывая то, что сейчас идёт жесточайшая конкуренция за каждый рубль, я не уверен, что можно просто так взять и поднять ценник на 18%. Поднятие цен будет означать проигрыш в продажах, а это никому не нужно".

Чем обернется "налог на Google" для российского рынка игр: мнения экспертов

Мы поговорили с экспертами игровой индустрии о том, как может повлиять принятие закона о введении “налога на Google” на российский рынок игровых программ.

Напомним, вчера, 15 июня Государственная Дума Российской Федерации объявила о принятии закона, согласно которому с продажи любого цифрового контента и цифрового софта любой иностранной компанией российским пользователям будет взиматься 18%.

Сергей Орловский, генеральный директор Nival

Надо понимать, что почти большая часть разработчиков издаются через западные платформы, типа App Store, Google Play или Steam. Просто потому что других нет.

Российский рынок и так уже сократился в два раза в долларах, когда упал рубль. Если к этому добавить еще и НДС, то будет уже почти в три раза. Очевидно, что большинство разработчиков еще больше потеряют к нему интерес. При том, что многие научились работать на западных рынках. Поэтому будет меньше игр для российского рынка, вырастут цены, все как обычно.

Орловский в беседе с нами также добавил, что больше не собирается делать игры с прицелом на российскую аудиторию.

Сергей Галенкин, Head of Publishing по Восточной Европе в Epic Games

Иностранные компании платят НДС с электронных продаж в ЕС, так что для них тут никаких особых сюрпризов не будет. Про закон было известно с декабря, наша компания к нему была готова.

Для российских разработчиков возникает проблема двойного НДС, которая, к сожалению, не была учтена в законе. Дело в том, что большинство российских разработчиков продают свои игры через площадки (Steam, App Store, Google Play), а не напрямую. Это приводит к тому, что НДС с одной и той же покупки платится дважды — сначала его платит площадка в России, а потом компания разработчик, когда получает свои деньги на российское юридическое лицо.

По этому закону российские разработчики получаются не в привилегированном положении, а, наоборот, в невыгодном.

Конечно, если компания-разработчик продает свои игры (программы, услуги) российским пользователям напрямую, то она от этого только выиграет. Но я кроме Mail.ru больше не могу вспомнить примеров российских игровых компаний, работающих напрямую.

Я не ожидаю глобального повышения цен на игры в России только из-за НДС. Такое повышение может произойти потому, что российский рубль заметно упал в последние два года, в то время как многие разработчики игр на том же Steam держали свои цены на прежнем уровне. НДС может стать, так сказать, формальным поводом.

Мы также попросили Сергея назвать примерный годовой оборот российского рынка PC-игр (без учета MMO и социалок), отталкиваясь от оборотов российского Steam, чтобы было понятно, на какую сумму с цифрового игрового ритейла приблизительно может рассчитывать РФ, вводя НДС.

По его словам, "рынок платных ПК-игр в России довольно небольшой. Даже с учетом Origin и GOG он где-то в районе $140 млн, из которых большинство приходится на Steam ($110-120 млн). Все-таки Россия — страна free-to-play-игр".

Максим Кочурин, проджект-менеджер Indigo Kids

Прежде всего это отразится на разработчиках: 15,25% НДС будут включены в цену внутренних покупок, что, соответственно, уменьшит доход разработчиков на ту же сумму. Если они, конечно, не увеличат цену своих IAP, что также скажется на их доходе, ведь покупать станут меньше.

Cам закон очень туманен, и, по моему мнению, он прежде всего не про деньги, а про то, чтобы получить все, что возможно, от любой иностранной интернет-компании в рамках законодательного поля РФ. Под закон попадает все: и социальные сети (привет, Facebook!), и App Store, и Google Play, и даже рекламные поставщики трафика.

В законе черным по белому написано, что если ты не хочешь платить налог, тогда создавай “дочку” и работай как резидент РФ. По законам РФ и с ее порядками: “за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации”.

Ну, а хочешь быть независимым, тогда плати процент 15,25%. Но тут тоже проблемы: неизвестно, как именно? В законе упоминается непонятный “личный кабинет” для иностранных компаний (он вообще существует уже?). И время на размышления до 1 января 2017 года.

При текущей конкуренции девелоперы потеряют либо 15,25 % от своего дохода, либо часть платящих пользователей из-за увеличения стоимости внутренних покупок (что также является потерей дохода).

По моему мнению, этот закон больше “против” индустрии, чем “за” нее. На мой взгляд, это может особенно коснуться сервисов Google.

Выход: ждать и смотреть, как поступят платформы (iOS, Android). Разработчики в данной ситуации — пассивные наблюдатели.

Валентин Мерзликин, евангелист издательского направления Creative Mobile

Появление налога скажется одинаково и на разработчиках, и на потребителе. Если для разработчика это будет означать снижение его маржи (это по цепочке приведет и к снижению расходов на привлечение трафика, и к падению рекламных доходов), то для потребителя – повышение цен (разработчики постараются переложить на него свои выросшие расходы и поднимут конечные цены в сторах).

С бухгалтерской точки зрения сам факт продаж вами контента на российском рынке не будет означать необходимости отдельно оформять НДС с продаж, основная нагрузка падет на продавцов – мобильные магазины приложений, крупные цифровые площадки. Все дополнительные налоги за вас заплатят Google и Apple.

Как будут различаться позиции иностранных и российских разработчиков, будет зависеть от того, как будет взыматься НДС по новому закону. Если иностранные компании-плательщики НДС смогут выплачивать российским разработчикам их долю с учетом НДС (в чем я сильно не уверен), то часть российских разработчиков сможет получать большие роялти, чем зарубежные разработчики игр и внутриигрового контента.

К слову, Дмитрий Санников, один из разработчиков таких проектов, как The Tiny Bang Story и трилогии Braveland, поделился в своем Twitter, как отразится введенный НДС на его доходах со Steam.

Похожие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *