Заслуживают ли Valve негативной критики? Мнение

15.09.2017

В этом году Valve не слабо досталось. Сначала портал Polygon опубликовал статью под названием «Valve — не ваш друг, а Steam вредит игровой индустрии», затем пользователи и подхватившие хайп видеоблоггеры принявшие опубликованный главным сценаристом серии Half Life 2 синопсис так и не вышедшего 3 эпизода HL2 за сценарий, стали клеймить позором Гейба и Ко за смерть серии Half Life.
Все чаще можно слышать призывы бросить игры от Valve, а так же заявления что Valve уже все — игр мы больше не увидим, зато будем созерцать жадность разработчиков. Но так ли все плохо на самом деле? Заслуживает ли Гейб критики? Давайте разберемся.

Что такое Valve?

Я часто слышу как Valve называют многомиллионной корпорацией с тысячами сотрудников. Да, в сознании игроков, видящих такие игры как CSGO, Dota 2, Team Fortress 2 и сервис Steam рисуется живописная картина – огромные офисы, с тысячами сотрудников, трудолюбиво и увлеченно делают игры. Среди них, держа огромный сэндвич с мраморной говядиной, неторопливо ходит милый толстячок с бородкой и думает – на какую бы игру поставить сегодня скидку?

Но к сожалению, или к частью Valve никогда не была огромной корпорацией и всю историю своего существования оставалась индии студией. Отбросьте все свои ассоциации с пикселями и гаражами – что такое инди разработка сегодня хорошо описано в английской Википедии. Имея маленький штат, но огромные амбиции и нестандартный подход к делу, маленькая инди студия дядюшки Гейба совершала одну революцию за другой. Подумайте только – имея штат в 300 сотрудников, эта компания не только заслужила звание корпорации, но сделала то, чего не смогли сделать компании куда более крупные и богатые. Но сегодня это компания попала под раздачу и все её заслуги в расчет уже не берут.

Для того что бы понять, что такое Valve я рекомендую всем прочитать «Руководство для новых сотрудников» — небольшую книгу, рассказывающую историю и основные принципы работы в Valve. Она доступна на официальном сайте Valve.

Ни одной игры не сделала!

На новой волне интереса к не выпущенному 3 эпизоду, в интернете на все лады заиграл древний баян – мол, "Valve сама ни одной игры то толком не сделала и вообще, все что они умеют – брать чужие идеи. Все их игры — моды и плагиат, поэтому то Half Life 3 нам не видать – Valvе просто не умеют делать игры".

Любой, кто знаком с историей Valve хорошо знает, что все это не более чем мифы. Valve действительно начинала свое триумфальное шествие в индустрии компьютерных игр с того, что принимала талантливых мододелов в свой штат. И давала им настоящую работу. Так появились CS, DOD, Ricochet и Team Fortress Classic. Первоначально это были любительские модификации, созданные на основе игры Half Life, но благодаря работе компании эти игры превратились в полноценные игры, положившие начало сериям. Для работы над Portal к компанию приглашены студенты разработавшие игру Narbacular Drop, откуда собственно в игру и пришла механика порталов. Для второй части в компанию были приглашены разработчики игры Tag: The Power of Paint, которая известна механикой цветных гелей. Narbacular Drop и Tag: The Power of Paint были просто играми с интересной механикой и модами не являлись, поэтому ничего общего с играми серии Portal не имеют.

Куда интереснее история с серией left 4 Dead, которую придумали ребята из Turtle Rock Studios, которых "жадные до прибыли" Valve купили и заставили делать шапки. На самом же деле, Turtle Rock Studios всегда была неофициальным подразделением Valve и занималась тем, что портировала их игры на консоли и создавала игры из серии CS. У студий были теплые отношения и вероятно это и побудило их вначале придумать совместную игру, а затем соединиться. "Черепаха" была куплена, название было сменено на Valve South, а игра при поддержке Valve стала хитом. Затем была вторая часть, получившая еще больше внимания и прибыли. Затем компания Turtle Rock Studios из структуры valve вышла и что было дальше вы все хорошо знаете.

Team Fortress 2 был создан Valve и никогда никаким модом не был.

Dota 2 тоже была модом, фанатами которой были сотрудники Valve и разработчика которого они к себе позвали.

А теперь вопрос – что из этого является чужой игрой? Dota? Но ведь разработчик мода согласился работать в Valve. Или может моды это и есть те «чужие игры» которые Valve себе брала? Или кто то правда считает , что мод это тоже самое что и игра? Спешу расстроить, но это не так. Каким бы мод не был хорошим, у него наверняка нет хорошего звука, грамотной визуализации, правильного левел дизайна , оригинального контента и самое главное – юридической, финансовой и рекламной поддержки. Для того что бы мод стал игрой его нужно не один раз обработать напильником и переделать. По сути Valve выступала в роли этакого добряка, который и игру поможет сделать на основе черновика и издаст ее сам. Но теперь её почему то за это ругают.

Сказки о жадности и монетизации

Признайтесь, вы часто слышите высказывания о том, что Гейб жадина. Особенно часто такие мнения можно услышать на Ютуб. На ПГ я тоже часто вижу комментарии о том, что Valve совсем уже не знают меры, одни скины и монетизация на уме.

Вот только оправданы ли такие суждения на самом деле? Я согласен – Dota 2, CS GO и Steam приносят достаточно прибыли, что бы сделать хоть сейчас тот же Half Life 3, 4 и 5. Вот только уходят они явно на что то другое. Нет, вовсе не на блины с золотом и даже не на бутерброды для Гейба. Давайте смотреть серьезно – Valve несмотря на свой небольшой размер занимается весьма сложными и нестандартными делами. Они разрабатывают железо, софт, поддерживают работу огромной махины Steam и постоянно добавляют новые функции. Все это стоит денег, причем больших.

При этом использование Steam все еще бесплатно и никаких подписок в нем нет. Игры Valve до сих пор стоят копейки и скидки на них бывают каждый крупный эвент. Пропуски на операции и компедиумы стоят дорого, но не настолько что бы считать их недоступными для фанатов этих игр.

Так в чем же жадность Valve выражается? В скинах? Так делают все компании. В выпусках платных пропусков? А почему бы и нет? В том, что они не делают продолжения любимых игр? Вот в чем дело! Они бояться потерять доход! Извините меня конечно, но это не жадность, а банальная рациональность. Ни одна компания не станет выпускать то, что не принесет ей прибыль. Так почему Valve должны быть хуже других?

Заявления о жадности Valve по большей части необоснованны.

Что сейчас делает Valve?

Из интервью и общения Гейба с фанатами , можно сделать вывод что сейчас Valve создают 3 игры для VR и еще одну «классическую» игры, вполне возможно что из вселенной Half Life. Теперь известно еще и об Artifact Кроме того, компания все еще разрабатывает железо и Steam OS. Согласитесь это довольно много, для небольшой компании, штат которой не превышает 500 человек.

А тем, кто до сих пор верит что Valve умерла и игры больше не делает я советую глянуть на сайт компании, в раздел Job. Там до сих пор открыто множество вакансий. Зачем компании, которая забила на игры набирать сотрудников? Valve по настоящему «взрослая» компания, которая понимает что помимо выпуска игр нужно помогать этим играм выжить.

Кроме того, уже известно, что вскоре нас ждет обновление клиента Steam. И возможно это будет масштабный редизаин всего и вся. Судя по слитым скриншотам, Steam из магазина игр может превратиться в огромный медиацентр где будет продаваться комиксы, музыка, программы, кино и сериалы а так же ТВ-шоу. И вот тут можно вспомнить про стратегию «Захвата гостиной» и Steam Universe. Что если новый Steam станет настолько успешным, что Steam Machines внезапно станут востребованы? Лично я вижу это именно так.

Что же касается VR, то тут Valve все делает правильно. Да, это риск. Да, это дорого. Но эта сфера растет и здесь пока еще можно произвести революцию. Этого Valve похоже и хочет. Возможно, кто-то думает что VR бесперспективен, по причине дороговизны и сложности. Но это лишь сейчас. Да, в прошлом многие компании терпели неудачи с ним. Но тогда и технологии были другие.

Сейчас же за дело взялись настоящие профессионалы и с каждым годом исследования и разработки в сфере VR открывают новые возможности. VR не будет все время держаться на громоздких шлемах – в будущем устройства не раз будут улучшаться. VR игры уже доступны, но они требуют новых технологий и решений. И я уверен – Valve смогут сделать из банального тира нечто большее. А если нет, то их наработки все равно не останутся без внимания – помимо игр, VR активно используют в образовании, других сферах развлечений и науке.

Артефакт – это клон?

Как вы могли уже понять, разработка под VR весьма рискованна, а популярность Dota 2 немного, но падает. Падает она вовсе не из-за конкурентов, а просто потому что так обычно и бывает- со временем игроки уходят из игр. Как обезопасить себя от финансовых потерь? Выпустить игру? Но ресурсы заняты. Выпустить маленькую игру? Карточную игру!

Сейчас мало кто вспомнит, но слухи о карточной игре от Valve ходили еще года 3 назад. Причем самые разные –что вместо карт будут использовать ящики из Tf2. Или что это будет игра по маскотов Steam. Тогда в это мало кто верил, ведь Valve всегда ассоциировались с инновациями.

Сейчас же, когда Valve занята железками и программами, ничего не мешает расслабиться и выпустить карточную игру. Что-что говорите? Клон Hearthstone? Как Artifact может быть клоном Hearthstone, если это далеко не первая карточная игра на ПК? Да, Hearthstone стал популяризатором карточных игр на ПК и планшетах. Другие компании тоже стали выпускать свои ККИ. Valve тоже решила сделать свою игру. По Доте. И причина всеобщей ненависти к Artifact лично мне не понятна – никто даже не видел её. Понятно что от Valve ждали чего то иного. Но ведь выход Artifact вовсе не значит что других игр не будет. К тому же он дает игрокам Steam ряд преимуществ.

Artifact удобен – если вы любите ККИ и уже играете в одну из игр в Steam, то у вас есть под рукой друзья, кошелек и куча сервисов, к которым вы привыкли. Кроме того – трейд и дроп никто не отменял. С другими ККИ так не выйдет –продать ненужный скин пушки или ящик из CS GO а затем прикупить пару бестер-паков для Artifact прямо в Steam. Согласитесь это удобно.

Главный вопрос сейчас – а выйдет ли Artifact на ПК вообще или будет исключительно игрой для планшетов?

Team Fortress 2 – мертвая игра в крутой шапке с эффектами

Еще одна игрa, за которую Гейба вспоминают недобрым словом – Team Fortress 2. Если в случае с серией Portal, история которой завершилась, все ясно, то с Team Fortress 2 все очень сложно. Крупное обновление, призванное поставить точку в истории игры, было анонсировано еще пару лет назад. Это было сделано с помощью многосерийного комикса, который периодически выходил, но так и не завершился. Кроме того, сейчас игроки ждут и долгожданный Pyro –апдейт, который был анонсирован, но так и не вышел. Почему Valve забыли об этой игре?

На мой взгляд есть 3 главный причины, по которым TF2 больше не является первостепенным проектом:

Во-первых она банально старая. Какой бы хорошей она не была, и сколько бы не получала обновы, старая игра не может конкурировать с новыми и игроки закономерно уходят. Да, на их место могут прийти новые люди, но они ничего не меняют – без опыта в TF2 делать нечего.
Во-вторых – засилье различных FPS на рынке. Посмотрите вокруг – потенциальных конкурентов TF2 сейчас вышло и выйдет за один год больше, чем за все время существования TF2.
Есть и третья причина, писать о которой я не хочу, но придется. Это банальное не понимание командой разработки Tf2 своей аудитории. И это видно по многим решениям и изменениям в игре. Причем, ввод скинов в Tf2, который для многих стал последней каплей на мой взгляд вполне обоснованный поступок. Valve прекрасно поняли что игра скоро умрет и решили на последок применить живительную прививку скинами, как в CS GO. Но не сработало.
Поэтому сейчас TF2 сейчас хоть и висит по он-лайну в первой десятке, все равно ничего общего с той великой Team Fortress 2 не имеет . А ждать крупных обновлений игры стоит в следующем году, когда новые FPS уже отгремят.

Так когда выйдет новый Half Life?

Ну и под конец, поговорим о том, что действительно должно произойти, что бы Valve наконец заинтересовались продолжением культовой серии. В интернете бытует мнение, что для этого всего-то нужно бросить играть в Доту и не покупать игры в Steam (опционально). О том что это маловероятно и может привести к закрытию компании мало кто думает. Ведь Гейб уже говорил, что компанию проще закрыть, чем кому-то продать- это было в момент обсуждения якобы попытки покупки Valve другими компаниями. То есть в случае если у компании не будет денег мы рискуем остаться не только без продолжения игр, но и без Steam, поскольку денег поддерживать его у Valve не будет, и его просто закроют. Отличный сценарий, не правда ли? Но об этом в следующем блоке.

Куда более логичным поводом для выпуска игры являются возрождение однопользовательских игр, причем не просто игр, а дорогих однопользовательских проектов. Сегодня подобные игры существуют, однако имеют кучу проблем – начиная от низких продаж, заканчивая отсутствием инновационных механик и технологий. Поэтому разработчики по-разному поднимают продажи таких проектов – вводят фан-сервис, прикручивают кривой мильтиплеер, вводят поддержку модов и дополнительных режимов. Вдумайтесь – безупречные и крутые сингловые игры порой с трудом набирают миллион продаж в том же Steam за несколько лет! А Portal 2? Это величайшая игра современности, в которой есть кооператив и поддержка модов. Её оценки зашкаливают – это игра, которую любят все. Как думаете, сколько копий игры было продано в Steam? 50 миллионов? 25? Всего 11 миллионов . Причем несколько миллионов продаж были сделаны за счет купонов с 90% скидкой. А теперь посмотрим на статистику CS GO – 33 миллиона.

Отсюда вопрос – имеет ли смысл Valve делать сингловую игру, если даже при идеальных оценках и отзывах её не покупают так же хорошо как мультиплеерную стрелялку? Нет, не имеет. Если только…это не будет новая ниша. К примеру, VR. Виртуальную реальность часто ругают, но именно она сейчас способна спасти многие ушедшие в небытие серии, поскольку там нет такой жесткой конкуренции и выигрывает тот, кто делает более интересный продукт.

Не хотите VR? Ну тогда у меня лишь один совет – не жадничайте. Одна из причин, по которым мы сегодня не имеем ни продолжения HL, ни множества других хороших игр банальная жадность игроков, не готовых покупать хорошие игры по полной цене. Это было ясно еще со времен 2 эпизода, но сегодня ситуация еще хуже. Если у игры нет мультиплеера, ее часто относят к играм второго сорта, которые можно купить лишь по скидке. Многие ругались на Shadow Warrior 2 за то что его сделали кооперативным. Но это была вынужденная мера – первая часть будучи потрясающей и достойной стоят на одной полке с Half Life 2 и Painkiller,c трудом за несколько лет набрала 1 миллион проданных копий. Даже сейчас, когда её раздали бесплатно половина получивших даже не запускала её. Новый DOOM – всего 2 миллиона, несмотря на огромную рекламную компанию. Выйди сейчас Half Life 3 он вряд ли бы собрал больше чем DOOM – я более чем уверен, что многие из тех кто сейчас требуют от Valve новую часть «халвы» даже не взяли бы предзаказ, а стали ждать скидки. Так зачем Valve рисковать и делать никому не нужную игру? Давайте уже признаем честно, однопользовательские игры никому практически не интересны — всех захватили кооперативные и мультиплеерные баталии. В Half Life нам интересен только сюжет, его развитие и конец истории , а раз так то от Valve гораздо правильнее требовать не игру, а к примеру комикс или фильм. И я думаю это куда более правильное решение.

Реальные проблемы Steam

На самом деле у Valve и Steam масса проблем. Но они никому не интересны, ведь хайп на них не поднять. И как итог о них все молчат. Сейчас для критики Valve был выбрал очень удобный и главное крайне болезненный повод. И все накинулись на «Вентилей» забывая о прошлых заслугах и не думая о будущих. Подумайте, где бы мы были если не Steam? Подумайте, во что бы мы играли, если бы не Valve?

Да, безумно жаль что Half Life 2 не получила продолжения. Но ведь в мире куча других игр. Почему бы не поиграть в них, пока в Valve создают новые хиты?


Похожие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.