Что не так с приквелами Star Wars?
15.12.2018Изначально этот материал задумывался в саркастично-сатирическом формате личных записей Джорджа Лукаса в процессе создания приквельной трилогии Звездных Войн (и на смежных временных промежутках). Но примерно на полпути ваш покорный слуга осознал, что подобный формат не позволяет в полной мере раскрыть все аспекты критики и негодования в адрес “щидевров” современного кинематографа за авторством Джорджа Лукаса. Поэтому, расскажу вам все по-честному, без лишних заморочек и выкрутасов. И да… Спешу напомнить, я – огромный поклонник SW, настоящий “фанбой” вселенной и преданный ценитель “далекой-далекой галактики”. Но речь наша пойдет, в первую очередь, о каноничной кино-вселенной. Никаких “расширений” и “дополнений”, книг, комиксов, игр и мультсериалов. Только канон с большого экрана. Представьте, что есть три оригинальных фильма, которые стали настоящей классикой мирового кино. И есть еще три фильма, которые являются предысторией событий первой трилогии. Вот через эту призму мы и рассмотрим приквелы… И выясним, почему же операция под кодовым названием “Инициатива Disney” – куда более привлекательный расклад в плане развития вселенной, нежели тщетные попытки Лукаса делать “свое” кино. Итак, представьте… Вы видели все Звездные Войны и готовы прочитать “многобукав”…
Давным-давно, в далекой-далекой галактике…
Скрытое Разочарование
На момент создания “Скрытой Угрозы” культовый статус Звездных Войн был неоспорим. Живая классика кинематографа, ставшая настоящим феноменом поп-культуры. Казалось бы, чтобы испортить предысторию ТАКОЙ франшизы, нужно постараться. Но Джорджи-бой справился одной левой. Отец ЗВ избавился от всех “назойливых” продюсеров, сценаристов и постановщиков, которые в процессе создания классической трилогии регулярно ставили под вопрос его спорные идеи и решения, вычленяя из креативного хаоса Лукаса что-то по-настоящему дельное. Производство фильма – это процесс совместной творческой коллаборации. Но все это осталось в прошлом, ведь Джордж окружил себя целой толпой поддакивающих коллег по цеху, готовых без раздумья принять любую идею режиссера. Приквелы – это, если вдуматься, настоящее авторское кино. Сам спродюсировал, сам написал, сам снял. Прямо как Тарантино! Но Джордж Лукас – не Тарантино. С этого и началось падение кино-вселенной Звездных Войн. А таинственная Сила, окружающая все и вся, являющаяся, скорее, чем-то духовно-философским, оказалась всего-навсего микроорганизмами в крови…
Уже на вступительной сцене первого эпизода становится понятно, что что-то здесь не так… Вспомните гениальный в своей простоте открывающий кадр оригинальных “Звездных Войн” (простите, “Новой Надежды”). Силы повстанцев тщетно пытаются скрыться от почти бескрайнего Звездного Разрушителя, который своей масштабностью демонстрирует всю мощь Империи, в тысячи раз превышающую сопротивление. Это было настолько хорошо, что складывается впечатление, будто придуман был “оупенинг” не Лукасом. Ну да ладно. В “Угрозе” же нас потчевают неинтересными политическими перипетиями, что задает отличный тон на весь фильм – плоские и унылые персонажи (на которых всем плевать) принимают участие в нелогичных и местами бредовых событиях (на которые всем плевать). Побольше политических заморочек, побольше философских “вбросов” и религиозных референсов. То, что нужно приключенческому космо-фентези! Детишки будут в восторге! Будто сценарий был написан за неделю, а ответственные люди приняли его первый драфт в работу без каких-либо изменений, доработок или корректировок, закрыв глаза на полнейший нонсенс и откровенную околесицу, изложенную на бумаге. Ах да, так и было. И что в итоге? Пересматривать кадры хроник, наблюдая за продюсерским составом, закрывшим руками лица после предпросмотра фильма в компании Джорджа Лукаса… Бесценно.
Персонажи… Это вообще отдельная история. Начнем с протагониста. Главного героя, за которого нам предстоит болеть, которому мы будем сопереживать, и с кем мы хоть как-то себя сможем ассоциировать. Люк Скайуокер – отличный пример. Вместе с ним мы отправляемся навстречу приключениям, узнаем что-то новое, учимся, наблюдаем его рост и развитие, а в итоге становимся свидетелями того, как просто парень-фермер превращается в настоящего героя и побеждает вместе со своими друзьями, превозмогая невероятные трудности на своем пути. Есть хорошие ребята, а есть плохие. Есть конфликт. Есть ставки. Есть введение, начало противостояния, его развитие, кризис второго акта, кульминация и торжественная развязка. Классическая формула, которой стоит придерживаться. Тем более, если вы – не Мартин Скорсезе, Квентин Тарантино или Братья Коэны.
В “Скрытой Угрозе” протагониста нет. Да и во всей приквельной трилогии найти того, кому вы будете сопереживать от начала и до конца, стоит большого труда. Кто же главный герой? Самый очевидный вариант – Оби-Ван Кеноби, один из самых адекватных персонажей фильма… Который, по большей части, сидит в стороне и постоянно на что-то жалуется. Он не хочет перечить Совету Джедаев и на риск идти тоже не очень готов. Вместо него “разруливать” дела отправляется Квай-Гон Джин – якобы мудрый наставник, многие решения и поступки которого вызывают спорные чувства. Например, использование силы в азартных играх себе во благо, чтобы достичь определенных целей. Разве это не противоречит кодексу джедаев? Перед вами, кстати, один из примеров ошибочной путаницы в характерах персонажей (далеко не последний у Лукаса). Мудрый учитель мог бы и не перетягивать на себя одеяло, оставаясь медитировать где-нибудь на корабле, иногда делясь советом или наставлением. А молодой и пылкий Оби-Ван постоянно стремился бы в гущу событий, принимая те самые, спорные решения, достигая нужной цели иногда и не самым честным способом, только постигая силу и проникаясь философией доблестных рыцарей-джедаев. Но о чем это я… Ах да. Может быть, главный герой скрытой угрозы – это Энакин Скайуокер? Которого мы встречаем чуть ли не в середине фильма. Который будто наблюдает за всем со стороны. От которого ничего не зависит (кроме случайного и не осознанного разрушения корабля Сепаратистов и победы в заезде на подах – кстати, самом удобоваримом фрагменте всего фильма). Или Падме Амидала? Очередной двумерный персонаж, настолько плоский, что не грех и порезаться. Как и все остальные. Кстати, хотите шутку? Джар-Джар Бинкс.
О сюжете говорить вообще не хочется. Этому недоразумению можно посвятить отдельный материал, но как-то… Особого желания не возникает. Палпатин использует расово-стереотипных (см. Япония) руководителей торговой федерации, чтобы посредством блокады создать кризис на планете Набу… Зачем ТОРГОВОЙ федерации останавливать на целой планете процесс поставок ресурсов и продовольствия, что противоречит самой идее торговли – непонятно. Но эти парни все равно соглашаются на довольно-таки туманную сделку с человеком в капюшоне, который похож на Сатану, потому что… ДА ПОТОМУ ЧТО! Что может пойти не так, верно? Создавшийся кризис сенатор Палпатин использует, чтобы подняться по карьерной лестнице в Галактическом Сенате и сместить Верховного Канцлера… В то время, как наши бравые РЫЦАРИ-джедаи (о чем говорится в начальных титрах, однако, Оби-Ван получает статус рыцаря только в конце фильма, но сейчас не об этом…) помогают местным властям разобраться со сложившейся ситуацией, выяснить, кто за этим стоит, и что за таинственный Ситх пытается им помешать… Итак, почему решать какие-то проблемы с обложением торговых отношений налогами отправляют двух джедаев, а не настоящих экспертов в этом деле? В чем заключается кризис на цивилизованной планете? Неужели местные жители за целые два дня истощили все запасы ресурсов и продовольствий? Откуда у Торговой Федерации вооруженные формирования и целая армия дроидов и военной техники? Вся “Скрытая Угроза” посвящена данному конфликту, так почему же мы толком так и не знаем, что это за налоги, что за припасы настолько необходимы жителям Набу, обитающим на процветающей планете? Почему просто протокольный дроид сообщает плохим парням о том, что прибывшие “послы” – джедаи (а ведь многие во вселенной Звездных Войн носят робы aka банные халаты)? Почему показаний двух рыцарей-джедаев, представителей ордена, защищающего справедливость в республике на протяжении 1000 “лет” (по словам Оби-Вана Кеноби в “Новой Надежде” – 1000 поколений, но Джордж, видимо, забыл, что точно там было в этой вашей оригинальной трилогии), которым доверили разрешить ситуацию в начале фильма, не хватило Верховному Канцлеру, решившему послать на планету независимую комиссию для подтверждения обвинений Падме? Как Квай-Гон распознал газ, которым его с Оби-Ваном пытались отравить (его запах необходимо учуять… но тогда будет уже поздно, разве не в этом суть смертельного газа?)?
Почему Дроидов отправляют “уничтожить то, что осталось от джедаев” спустя пару минут после того, как газ поступил в комнату? Оставить помещение закрытым на 4 часа, а потом запустить еще немного газа, а при попытке побега с прорезанием дверей просто расстрелять джедаев… Нет, не слышали. Почему блокада настолько укреплена, что небольшой пассажирский корабль проходит через неё без особых проблем (за исключением починки щитов, по которым после этого ни разу и не выстрелили)? Почему Совет Джедаев не отправил вместе с Квай-Гоном и Оби-Ваном целую толпу рыцарей-джедаев, чтобы без особых проблем разобраться с Дартом Молом на Набу? Почему Йода, ощущая огромную опасность в мальчике с феноменальным уровнем мидихлориан в крови, все равно позволяет Оби-Вану обучать его силе? Разве это не противоречит идеологии джедаев, которая выстраивается вокруг чувств, эмоций и интуиции? Зачем, отправляясь в опасное поселение, пытаясь не выдать себя, Квай-Гон берет с собой Джар-Джара – самого навязчивого, любопытного и шумного из всей команды? И чем на этой вылазке героям поможет медлительный R2D2, который просто бесцельно катается за ними по Мос Эспа? Или уязвимая привлекательная девушка…
К чему вообще был нужен этот замороченный план со ставками на Татуине, гемблингом и прочей мишурой, если достаточно было договориться с каким-нибудь пилотом с транспортным кораблем или контрабандистом (привет, Хан Соло), пообещать большую часть оплатить по прибытию в точку назначения, продать модный корабль, выкупить Энакина из рабства, а оставшиеся деньги отдать перевозчику в качестве аванса? Точно, тогда бы не было гонок на подах… Вообщем, подобных вопросов к сюжету возникает огромное множество, но у нас и так много всего впереди. Посыл заключается в том, что подобное запутанное уныние, закрученное вокруг политических дрязг и конфликтов – не та сюжетная завязка, которую ожидаешь увидеть в Звездных Войнах. Добавьте сюда немного претенциозных религиозных мотивов про непорочное зачатие, абсолютно пространное, непонятное (видимо, даже самому Лукасу) пророчество, кучу сюжетных дыр, неувязок, отсутствие главного героя, ужасные диалоги, неумение Джорджа создать что-то новое, а излишнее использование уже наработанных идей… “Энни взрывает корабль сепаратистов, прямо как Люк уничтожает Звезду Смерти… Эти события – они, как в поэзии, рифмуются…” Вот так самокопирование оправдывает Лукас. Энакин построил C3PO. Ну да! ЗАЧЕМ В ПОМОЩЬ МАТЕРИ ПО ДОМУ СОЗДАВАТЬ ПРОТОКОЛЬНОГО ДРОИДА, КОТОРЫЙ СГОДИТСЯ РАЗВЕ ЧТО В КАЧЕСТВЕ ПЕРЕВОДЧИКА? Я… Я не могу… Серьезное обсуждение “Скрытой Угрозы” уже попахивает какой-то шуткой. Пора двигаться дальше. И если вы думали, что хуже этого быть не может… Вы еще не видели “Атаку Клонов”.
Атака Лукаса
Второй приквельный эпизод, Атака Клонов, обещал избавиться от худшего актера-ребенка всех времен, показать масштабный военный конфликт с какими-то солдатами, отдаленно напоминающими Имперских Штурмовиков, а многие персонажи Скрытой Угрозы, которые сами были готовы умереть со скуки прямо на большом экране, судя по всему, окажутся посреди насыщенных событий и наконец-таки проявят себя! Выглядит многообещающе… Как бы не так.
Джордж Лукас, настоящий пионер визуальных эффектов в кинематографе, из пылкого фантазера-бунтаря превратился в настоящего бизнесмена. Стал системой. Династией. Спецэффекты, которые прежде Лукас использовал, чтобы поведать нам как можно более эпичную историю, стали его главным “оружием”. Отныне сюжет выступает оправданием, чтобы нагрузить картинку наиболее обширным количеством графики, сгенерированной машинами. Процесс кинопроизводства, ранее романтизированный, являющий собой творческие муки и совместное креативное преодоление различных трудностей, превратился в самый настоящий конвейер, штампующий красочные картинки в стерильных условиях павильонов, застеленных синими экранами хромакея, трудом целой толпы дизайнеров и художников – ремесленников своего дела, заслуги которых Джордж в итоге присвоит именно себе. Без какого-либо намека на любовь и страсть к своему делу. Без романтики большого кинематографа. Без души (извиняюсь за банальность).
Итак, сепаратисты продолжают свое сотрудничество с самой Смертью (в обличии злобного старика в капюшоне), наращивают свою военную мощь, объединяя все больше звездных систем под руководством джедая-отступника Графа Дуку, а Галактический Сенат решает в борьбе со злодеями применить целую армию клонированного охотника за головами, Джанго Фетта. Без каких-либо разбирательств (за исключением крайне поверхностного расследования Оби-Вана). Вместо того, чтобы объединить усилия тысяч систем со всей галактики и создать волонтерскую армию для того, чтобы дать отпор назойливым врагам. Да лааадно, это же всего-навсего целая армия клонов, которая была заказана черт знает кем, черт знает когда для абсолютно непонятных целей. Примерно за 10 лет до событий фильма… Когда Палпатин был избран верховным канцлером. Но… Почему бы подобным подарком судьбы не воспользоваться, верно? ЧТО МОЖЕТ ПОЙТИ НЕ ТАК? В это время Падме Амидала заседает в сенате и выступает против милитаризации, как вдруг… На неё начинается охота, а одно нелепое покушение следует за другим, еще более нелепым. Итак: Палпатин, дергающий за ниточки в сенате, покушения, создание целой армии при сомнительных обстоятельствах… Есть догадки, кто же за всем этим стоит? У наших бравых героев – разумеется, нет! Сложить одно с другим, провести логическую связь, заказать тест ДНК (мазок, может быть?), чтобы выявить количество мидихлориан (раз уж в приквелах было установлено, что Силу можно измерить простым снятием пробы…), а затем выдвинуть обвинения! Но нет. Вместо этого ключевые фигуры всего этого водевиля продолжают вести себя, будто у них развилось хроническое “помутнение в силе”, а поступки персонажей вызывают не просто недоумение и раздражение, а откровенно пробивают на истерический смех.
Наемный убийца поручает другому ассасину (способному изменять внешность, но все равно прикрывающему свое лицо маской) устранить цель… Причем, самым неочевидным и неэффективным способом (привет, смертоносные многоножки!). Вместо того, чтобы запустить ракету прямо в окно спальной Падме… Или вместо точного выстрела из снайперской винтовки средь бела дня, когда сенатор(ша) без особого беспокойства разгуливает у окон… Нет. Гигантские многоножки – вот это проверенный способ! После чего Джордж Лукас ошарашивает нас очередной путаницей в характерах персонажей. Вместо молодого, пылкого и эмоционального Энакина, в погоне за летающим дроидом в окно, навстречу бескрайней бездне нижних уровней Корусанта, выпрыгивает Оби-Ван – якобы мудрый, смиренный, более опытный и рассудительный персонаж, который постоянно советует своему ученику “проявить терпение и использовать силу”. Отличная работа, Джорджи-бой. Отличный подход к развитию персонажей.
Совет Джедаев решает отправить Падме на её родную планету – Набу. Кто же будет оберегать молодую и перспективную девицу, думая только о выполнении миссии? Кто станет её телохранителем и в должной степени справится с поставленной задачей? Оби-Ван? Мэйс Винду? Кит Фисто? Нет… Другой привлекательный молодой человек с очень непредсказуемым характером, туманным будущим, чувствами к Натали Портман и феноменальным “показателем Силы”! Эта парочка разгоряченных юных особ отправится в романтическое путешествие на цветущую планету, где они останутся в полном уединении… ЧТО МОЖЕТ ПОЙТИ НЕ ТАК??? Разумеется, между героями вспыхивает самая неестественная, бездушная и высосанная из пальца любовная линия, основанная сугубо на физической привлекательности героев и самой концепции “запретного плода”. И именно на Набу мы наблюдаем ОЧЕРЕДНУЮ перестановку в ролях героев. Энакин обхаживает Падме, которая, в свою очередь, отталкивает его и откровенно френдзонит, заявляя, что “она – сенатор” (будто бы политическая должность запрещает состоять в любовных отношениях). При этом, девушка продолжает “обкатывать” свои разоблачающие наряды, постоянно демонстрируя молодому Скайуокеру полуобнаженные дамские телеса. Энакин, смахивая свисающую слюну, пытается соблазнить Падме шекспировскими речевыми оборотами (потому что любовь и романтика – это поэтичный разговор у камина с приглушенным освещением и обнимашки на зеленых лугах, окруженных водопадами). И по задумке человека, который понятия не имеет, как раскрывать персонажей, формировать между ними эмоциональную связь или более-менее естественные отношения, решает, что этого вполне достаточно! Вот вам новая счастливая семейная пара! Получите и распишитесь! Говоря о “путанице” в персонажах. Ваш покорный слуга считает, что в данной ситуации “жертвой” ухаживаний должен был стать именно Энакин. Молодой человек, влюбленный в привлекательную даму, противится своим чувствам, постоянно напоминая себе о джедайских догматах, принципах и запретах, в то время, как падме, избавившись от “оков” статуса королевы Набу, наслаждается свободой и возможностью завести отношения, которых ей так долго не хватало. Логично? Логично!
Правда, мы забыли об одном… Любовь, оказывается, ведет к темной стороне! Не злость, ненависть, зависть или что-нибудь еще… Именно любовь! Эмоции! Поэтому во вселенной Лукаса персонажи ведут себя, как отформатированные киборги с планеты Нибиру, которые лишь пытаются походить на настоящих людей. А порой просто как откровенные идиоты. Этих персонажей хочется ненавидеть, но никак не сопереживать им, сочувствовать или поддерживать. Почему Джедаям запрещено иметь отношения, которые могли бы сделать их хотя бы немного человечнее? Однако, злиться, раздражаться, жаловаться, завидовать, презирать, лицемерить и многое другое – это без проблем! Главное, чтоб без женщин! А то, глядишь… соблазнишься… темной стороной!
Ну а затем происходит конвеерный хромакейный “экшен”, не вызывающий никаких эмоций, еще больше световых мечей на квадратный метр съемочной площадки, мельтешащие перед глазами CGI-эффекты и полнейшее отсутствие напряжения (взять ту же сцену с освобождением ключевых персонажей на арене Джеоносиса – неплохой момент с попытками героев выжить, будучи прикованными к каменным столбам, оказывается лишен какого-либо напряжения с появлением в руках Энакина и Оби-Вана световых мечей… Боже мой, ХВАТИТ С НАС СВЕТОВЫХ МЕЧЕЙ!). Атака Клонов ужасает по всем фронтам. И снова – философия, религия, политика, убийства, расчленение, предполагаемое изнасилование (отличная мысль – вернуться за своей матерью-рабыней спустя 10 лет)… Детишки будут в восторге! Ужасные безжизненные диалоги, отсутствие адекватных героев, с которыми зритель мог бы себя ассоциировать, сюжетные дыры, засасывающие в себя всю логику и адекватность происходящего, перенасыщение спец-эффектов и ленивое использование хромакея, бездарная режиссура и постановка, чрезмерный упор на уже существующие идеи. Взять ту же тренировку юнглингов (детей): на головах у них шлема, напоминающие старый замызганный пилотский шлем, который Оби-Ван абсолютно случайно нашел на Соколе Тысячелетия, а вокруг летают такие же тренировочные дроиды, как и в уже указанной сцене из “Новой Надежды”… Кстати, стоят юнглинги на расстоянии приблизительно полметра друг от друга… И еле-еле отмахиваются своими маленькими световыми мечами. Понимаете, насколько нелепо это выглядит? А если бы один из них уронил свой “детский” меч на магистра Йоду? Но о чем это я… Главное, чтобы “как в поэзии… Рифмовалось!” Диагноз – Лукас головного мозга второй стадии.
Revenge of the [S I T H] (расставить буквы в нужном порядке)
“Грубый, жесткий и неприятный песок, который везде застревает” остался в прошлом! Теперь перед нами – “лучший приквел”, “самый мрачный фильм из трех”… и прочие тезисы, сводящиеся к разбирательству в “сортах” известных всем зловонных масс. А вместе с “мрачностью” в приключенческий фантастический фильм пришли: беспощадные убийства, многочисленные смерти, расчленение, обезглавливание, убийство безоружных, предательство, казнь, убийство детей, удушье женщины, мучительное сожжение заживо, ненависть, злоба и многое другое. Детишки (снова) будут в восторге!
Долгие непрерывные планы, полностью выстроенные за счет компьютерной анимации, уже не впечатляют. Диалоги по-прежнему бездарны, бесчеловечны и откровенно плохи. А сюжет кульминационной главы приквельной саги (в лучших традициях сценарного мастерства Джорджа Лукаса) наполнен персонажами-пустышками, отчаянными попытками угодить фанатам, свести концы с концами и притянуть за уши как можно больше фан-сервиса. У “Мести Ситхов” просто нет тона, который задается, как правило, в начальной сцене фильма. Лукас путает зрителя чрезмерной мрачностью развязки с обезглавливанием Графа Дуку (упс, спойлер!), неуместным дурашливым юмором в сценах с RD2D и боевыми дроидами и излишне замысловатыми космическими сражениями. Кинематограф 101.
Прежние ошибки уже не исправить! Энакин, вокруг которого выстраивалась вся сага предыстории, оказался не доблестным джедаем, трагично соблазненным темной стороной силы. Эгоистичный социопат, откровенный нытик и просто маньяк-убийца был изначально прописан, как “испорченный фрукт”. Поэтому жалкие попытки “героя” спасти пилота-клона, оказавшегося в опасности, выглядят крайне нелепо. Особенно, учитывая тот факт, что клоны изначально позиционировались как расходный материал! Пушечное мясо! Но нет… Энни же – добрый парень, бравый рыцарь-джедай… А его “падение” и становление Дарта Вейдера – не что иное, как откровенный обман злобного старика, наобещавшего хмурому потеющему красавчику золотые горы и возможность воскрешать умерших… “Развод” чистой воды, с которым Скайуокер просто примиряется и становится злобным парнем в смешном костюме. “Пожалуй, теперь я – злодей и убийца детей. Ах, да… Точно! А сейчас спасти Падме от смерти при деторождении точно не получится? Ага, потом, понял… Сделать что? Уничтожить всех лидеров сепаратистов? А откуда ты зна… Ладно. Что? Убить заодно и всех джедаев? А они-то что… Ах, ладно. Я же теперь бессердечный убийца.” Это не блистательный путь Гражданина Кейна, а жалкая попытка воссоздать классическую историю!
Война… Которая происходит где-то там и не оказывает никакого влияния на главный сеттинг фильма – планету Корусант. Республика трещит по швам, новопровозглашенный лорд-ситх наведывается в Храм Джедаев, чтобы хладнокровно порубить бездарных юнглингов, а на заднем фоне в категорически будничной манере целые линии трафика курсируют туда-сюда. Как насчет полноценного вторжения таинственной расы агрессивных, беспощадных и ужасающих “клонов”? Мутантов, монстров, жутких инопланетян, не важно. Чтобы дать отпор, Республика начинает процесс активной милитаризации, собирая силы и создавая огромную армию по инициативе, предложенной Палпатином, который, словно диктатор, вещает с трибун свои громкие и пафосные речи. Постепенно этот процесс укореняется в общественном сознании, а нужда в военной силе подкрепляется постоянными нападениями “клонов”, расслоением общества, экономическим упадком даже самых процветающих планет и систем, не говоря уже о постоянной гибели бравых солдат-добровольцев на передовой. А после победы в войне бывший Верховный Канцлер Палпатин окончательно бы узурпировал власть и провозгласил образование Галактической Империи – с уже обученной и снаряженной армией. PROFIT! Но нет, вместо этого мы получаем войну клонированных болванчиков, отдаленно напоминающих имперских штурмовиков, с бездушными дроидами. Потрясающе.
Абсолютно бессмысленные сюжетные перипетии Оби-Вана и Генерала Гривуса служат лишь “наполнителем” и никакой роли в финальной развязке не играют. К тому же, на неестественные мельтешащие CGI-штуки мы успели насмотреться и за два предыдущих эпизода. Так или иначе, Палпатин привел бы в исполнение “Приказ 66” (очень оригинально – без лишней шестерки – чуть менее дьявольски, но по-прежнему зловеще, отличный полет мысли, Джордж), начал бы охоту на джедаев, обвинил бы их в попытке захвата власти (ведь война окончена, и нужды во всемогущем канцлере больше нет). Чего он ждал? И почему не сделал этого раньше? Видимо, он выбирал момент поудобнее, чтобы успеть одурачить молодого джедая, готового пойти на что угодно ради жаркой Натали Портман. Тем не менее, Палпатин, получив своей же молнией в лицо, обретает новое обличие демона/смерти/сатаны/некроманта/Мика Джаггера (почему в “Джедае” лицо Люка, схватившего куда более внушительный заряд молнии, не обвисло и не превратилось в демоническое?), собирает Сенат и заявляет, что доблестные хранители порядка и гармонии, рыцари, защищавшие республику тысячи поколений, неожиданно решили захватить власть, поэтому он избавляется от них (убивая даже подростков и детей), поджигает их храм, ведя за собой целое войско, которое он безраздельно контролирует, при этом выглядит и звучит, как кто-то, кто действительно пытается захватить власть и сформировать Империю, которая будет подчиняться только ему. Разумеется, Сенат, без суда и следствия, верит Дьяволу наслово…
Совет Джедаев – это вообще отдельный разговор. Сборище идиотов, не имеющих ни малейшего понятия, что они делают, решает отправить на миссию по уничтожению Генерала Гривуса (смерть которого ОКОНЧИТ ВОЙНУ) лишь одного Оби-Вана, а не их динамический дуэт с Энакином (помните, как они вместе спасали Палпатина в начале фильма?). Магистр Йода, вместо того, чтобы помочь бородисту в его нелегкой миссии, решает отправиться на Кашиик, дабы без особой цели понаблюдать за сражением Вуки и Дридов… В то время, как убийство Гривуса ПОЛОЖИТ КОНЕЦ ВСЕЙ ЭТОЙ ЗАВАРУШКЕ! Энакина отправляют шпионить за Верхновным Канцлером – даже после многочисленных заунывных бесед Мэйса Винду и Йоды о том, “насколько опасно оставлять их наедине”. Так не оставляйте! Не отправляйте Скайуокера шпионить за Палпатином, если это НАСТОЛЬКО опасно, непредсказуемо и черевато! Как насчет слежки посредством голографических камер наблюдения? Это было бы слишком умно и логично. Не по-лукасовски. А действия местных “гениев” в ситуации с крайне подозрительным Палпатином, которого “окружает темная сторона” – это просто нечто. Подвергнуть сомнению его попытки заполучить безграничную власть, устроить голосование в Сенате против квалифицированности того, кто своей позицией противоречит самим основам демократической республики, прилюдно обвинить канцлера в попытке узурпировать власть, поместить под стражу и провести НАСТОЯЩЕЕ расследование, в том числе и более детально разузнать о происхождении армии клонов. В конце концов, устройте публичный, открытый и прозрачный тест ДНК Палпатина на наличие мидихлориан, устроить публичное задержание и разоблачение при попытке самозащиты с помощью ОТКУДА-ТО ВЗЯВШЕГОСЯ СВЕТОВОГО МЕЧА! В крайнем случае, если все совсем плохо – показать Сенату видеозаписи с камер наблюдения, где новоиспеченный Дарт Вейдер присягает на верность Палпатину (заседание проходит в момент обнаружения записей Оби-Ваном). А там, глядишь, и Энакин не соблазнился бы призрачными обещаниями о бессмертии, воскрешении и прочей спорной чепухе. Даже самые призрачные и мизерные зачатки здравого смысла и логики похоронили бы замысловатый план Палпатина задолго до ключевых событий “Ситхов”. Но о чем это я… Вы прекрасно знаете, кто отвечал за сценарий. Спасибо, Джордж!
А в остальном… Вы и так все знаете. Смерть Падме при рождении Люка и Леи (я думал, Лея говорила Люку, что помнит их мать… еще одно подтверждение того, что Лукас не особо желал пересматривать оригинальную трилогию перед написанием приквелов), помещение Дарта Вейдера в его каноничный костюм (еще один повод запустить новую волну игрушек с одним и тем же персонажем), а всему этому предшествует эпичная дуэль ученика и учителя длиной в почти 10 (!!!) минут! Через считанные мгновения напряжение этого поединка начинает стремиться к минус бесконечности, а перенасыщение чрезмерным визуалом и “эпичным” экшеном выглядит, как отчаянная попытка компенсировать неумение Лукаса взаимодействовать со зрителем на эмоциональном уровне, чтобы хоть как-то заставить нас по-настоящему сопереживать главным героям. Конечно, когда о дружбе Оби-Вана и Энакина мы узнавали лишь из их диалогов, рассказывающих о событиях, произошедших за кадром. А в на экране наблюдали жалующегося на своего учителя и весь совет Скайуокера, наглого, амбициозного нытика, в то время как Оби-Ван Зато здесь есть… ЛАВА! Кстати, о компенсации…
Я у мамы постановщик
Джордж Лукас, подобно своему другу и другой именитой персоне в кинематографе – Стивену Спилбергу, успел с возрастом растерять всю “дерзость”, бунтарство и определенную страсть. Ребята остепенились, обзавелись детьми, возможно, даже внуками! А талантливые кино-делы в них были вытеснены грамотными бизнесменами, знающими, как свое “творение” с максимальной выгодой превратить в продукт. Полный креативный контроль над своими проектами выявил в Лукасе не только посредственного сценариста, но и крайне слабого режиссера. Он, словно Доктор Джекил, скрывающий в себе еще одну личность – амбициозный фильм-мейкер, двигающий вперед возможности использования CGI-эффектов для создания масштабных и эпичных сцен, сменяется ленивым постановщиком, который хочет поскорее разобраться с этими вашими диалогами и развитием персонажей, чтобы снова перейти к компьютерно-сгенерированному экшену. Свободно парящая по CGI-сценам камера, плавно демонстрирующая нам эпохальные сцены, переходит к диалогам, не только написанным, но и поставленным в лучших традициях мыльных опер – кадр через плечо / обратный кадр! Классика жанра! Чтобы как-то “оживить” неестественные разговоры безликих персонажей, Джордж отправляет одного из них к окну, а после небольшого прохода по комнате, герой снова присаживается на диван. О нет, постойте! Иногда собеседники могут даже… Идти в одну сторону! Затем остановиться, перекинуться парой фраз в постановке “через плечо”, а затем снова пойти… В обратную сторону! “ – Кстати, магистр Винду… Пока мы медленно и вальяжно идем куда-то, я хотел вас предупредить… Судя по всему, верховный канцлер – тот самый владыка-ситх, которого мы так долго искали! – Серьезно? Ты уверен? Самое время оповестить совет джедаев и арестовать Палпатина, пока он еще делов не натворил… А пока – давай развернемся и в таком же плавном темпе пойдем в другую сторону. Нам же некуда спешить, верно? Терпение! Используй силу!”
Статичные планы, “плоские” кадры, полное отсутствие креативности, фантазии и какого-либо авторского почерка в постановке… С другой стороны, сценарно-режиссерскую импотенцию тоже отчасти можно отнести к “фирменному стилю” позднего Лукаса. Поиск места для съемок, обустройство съемочной площадки, пред-продакшен, работа на локации… Видимо, вся эта боль в области пятой точки флешбеками “аукнулась” Лукасу, который решил себе позволить комфортные условия без каких-либо заморочек, трудностей и творческих мучений – сине-зеленые хромакейные павильоны, заметно ограничивающие (или упрощающие?) возможности для постановки “актерских” сцен, удобное кресло, горячий кофе и куча мониторов. Мотор, снято, давайте дальше. Работать с актерами, давать установки, объяснять, растолковывать, помогать в понимании материала… Нет! Это же значит вставать с кресла! Гораздо проще просто крикнуть: “Еще один дубль, поехали!” Фильм-мэйкинг во всей красе! Учитесь! С другой стороны, даже “живая” локация не мешает Джорджу проявлять свое неумение ставить человеческое взаимодействие, общение и прочее. Вспомним сцену с возвращением Энакина на татуин в “Атаке Клонов”. Четыре человека сидят за столом в абсолютно скучнейшем кадре, Энакин узнает шокирующую новость о том, что его мать, видимо, была похищена, и не факт, что еще жива, а местная “хозяюшка” казуально подает к столу напитки. Все продолжают сидеть за столом. Кадр / Обратный кадр. БРАВО! Зато в затянутой финальной битве Оби-Вана и Дарта Вейдера есть лава, разрушения и тонны стероидного “эпоса”, не вызывающего никаких эмоций… Так что мы там говорили о компенсации?
Дарт Вейдер и Световые Мечи
Главная ошибка, которую совершил Джордж Лукас в создании приквелов – излишняя “переработка” уже готовых идей и решений. Тот же импровизированный тренировочный комплект из “Новой Надежды” и девайсы юнглингов для практики (какое же это убожество), ситхи, имя-звание Дарт, образ клонов-штурмовиков, красные злодейские световые мечи (это же оружие ДЖЕДАЕВ, что в шестом эпизоде отметил сам ИМПЕРАТОР, но об этом далее), Джанго / Боба Фетт, локации, визуально копирующие оригинальную трилогию и многое другое, вплоть до ужасно поставленной дискотеки со светомузыкой в исполнении Энакина и графа Дуку, жалким образом отсылающая нас к классическим образам дуэли Дарта Вейдера и Люка в “Империи”. Все это уже было, а “моменты, рифмующиеся, словно в поэзии” – слабое и уж слишком претенциозное оправдание откровенному самокопированию.
Может быть, бессмертие приквелов, которые навсегда укоренились в каноне Звездных Войн – не так уж и плохо, а Disney это без сомнений играет на руку. Теперь даже самую неудачную кино-новинку по Звездным Войнам можно оправдать. “Ну… По крайней мере, это лучше приквелов!” И, глядишь, классическую трилогию перестанут насиловать, изменять, дополнять, переиздавать… вообщем, по-всякому издеваться над классикой. Жаль, от криповой улыбки детоубийцы в финале “Возвращения Джедая” теперь никогда не избавиться. Стоп… Откуда Люк знает, как выглядел молодой Энакин?.. И разве отец героя не вернулся на светлую сторону, уничтожив Императора?.. Разве не это подразумевал оригинальный финал до убогого переиздания? Ой, простите. Это же Лукас.