Избитые клише в сюжетах игр, от которых пора отказаться

23.02.2020

Избитые клише в сюжетах игр, от которых пора отказаться

Мы видели практически все возможные сюжетные приёмы, и некоторые клише уже успели основательно набить оскомину.

Все мы частенько сталкиваемся с одними и теми же ситуациями в игровых сюжетах. Понятно, что разработчики просто используют успешную формулу, однако нам кажется, что они делают это чересчур неизобретательно, особенно учитывая, что бесконечный список игровых идей растёт по мере развития технологий – односложные задания вроде «управляйте жёлтым шаром в лабиринте» эволюционировали до уровня «принимайте тяжёлые решения, способные изменить не только вашу жизнь, но и судьбы миллиардов людей».

От приевшихся клише в той или иной степени страдают все развлекательные сферы. Взять, к примеру, кино-клише, в список которых входят зрелищные взрывы и проблемные семьи. Или сериальные клише вроде идентичных близнецов и настойчиво повторяемых фраз в надежде на то, что они станут крылатыми. Что же до музыкальных клише… Просто послушайте любую песню певицы Кеши.

Некоторые из этих клише успешно перекочевали в игры, и лучше бы этого не происходило, поскольку они настолько же свежие, насколько и молоко, которое третью неделю подряд лежит у вас в холодильнике. Берегитесь, вас ждут спойлеры! А в их список входят повороты из BioShock, Bloodborne, Prey и шокирующая концовка Super Mario Bros 2. Ведь сложно обойтись без спойлеров, поднимая тему клише.

Всё это было лишь сном

Кирби из Milky Way Wishes

Итак, вы потратили несколько часов, чтобы довести протагониста до финала истории. Вы преодолевали преграды, сражались с врагами на своём пути и всегда старались одержать победу. Вы вступаете в схватку с финальным боссом, наносите ему последний удар и с удовольствием наблюдаете, как он исчезает в сопровождении ярких вспышек. Экран светлеет и…

И главный герой просыпается в своей кровати. Все ваши приключения были лишь сном: никто не воевал с вами, никто не пытался отрубить вам голову, а ваш сосед ни в коем случае не пытался похитить вашу собаку. Поэтому не стоит бить его при встрече – он этого нисколько не заслужил.

Подобный приём сильнее всего разочаровывает в играх, в которых необходимо принимать моральные решения, как, например, в Prey, концовка которой огорчила многих. После финальных титров вы просыпаетесь в лаборатории, где ваш предполагаемый брат Алекс рассказывает, что на самом деле вы – это тифон с разумом Моргана Ю. За этим откровением следует последний выбор: пожать Алексу руку или уничтожить всех, кто находится в комнате. Мы, конечно, не хотим показаться чересчур агрессивными, но искренне желаем Алексу смерти за подобную трату времени.

Злобные клоны

Shadow the Hedgehog

Казалось бы, отличный способ создать идеального антагониста, который ни в чём не уступает главному герою, однако мы уже видели это в сотнях, если не тысячах игр. Если бы этот приём был VHS-кассетой, изображение на ней затёрлось бы до ужасной степени. А для наших юных читателей приведём другую аналогию – это клише избито настолько же, насколько песня Despacito.

Взять хотя бы коллекцию врагов от Nintendo: Варио, Валуиджи, Кровавый Сокол, SA-X, Клаус, Боши, Вульф О’Доннел, Тёмный Линк, Тёмный Самус, Тёмный Пит и ещё десятки персонажей с префиксом «Тёмный». Мы даже не учитывали нескольких клонов Марио, которых мы повидали немало за последнюю пару десятилетий – словно каждый второй внезапно решил стать пухлым водопроводчиком, и из всех этих имитаторов нас позабавил разве что Боб Хоскинс.

Время от времени использование подобных клише даёт интересные результаты вроде Ликвид Снейка, принципиально не признающего рубашки, но намного чаще это заставляет морщиться от осознания того, что ты уже видел всё это сотни раз. У этого явления есть даже свой неофициальный символ – ёж Колдстил (пародия на Соника).

О нет, хорошие парни оказались плохими!

Атлас из Bioshock

Рональд Тобиас в своей книге упоминает месть как основу одной из 20 моделей сюжетов, а Уильям Шекспир использовал в своих историях месть чаще всех остальных мотиваций вместе взятых. Хватает этого и в играх – если вы прошли хотя бы несколько игр, то вас наверняка уже успели предать пару раз. Это полезное клише и при грамотном использовании оно работает должным образом, но это всё же клише, как ни крути.
Список Иуд довольно длинный, и в любой игре, где упор делается на сюжет, вы, скорее всего, будете ставить под сомнение мотивы своих товарищей – будь то милейший Уитли из Portal 2 или надоедливый сопливый Энтони из Fire Emblem Fates.

Намного интереснее, если история делает двойной поворот – предатель, к которому вы успели проникнуться ненавистью, под конец оказывается благородным героем. Вспомните Гарри Поттера, который был настолько потрясён жертвой Северуса Снейпа, что решил назвать собственного сына в его честь. Можно даже закрыть глаза на то, что Гарри открыто ненавидел Снейпа все семь книг подряд, ведь был весьма красивый жест. Если, конечно, он не ненавидит сына.

Объединение заклятых врагов

Crash Twinsanity

В жизни нам часто приходится сотрудничать с людьми, которые нам не нравятся. Ради того, чтобы сдать нужный проект, можно и потерпеть коллегу, которого вы на дух не переносите, не так ли? Если бы вы оказались в видеоигре, эта ситуация обязательно стала бы элементом сюжета. И наверняка была бы неплохо обыграна.

Самые известные персонажи игр объединялись с непримиримыми противниками так часто, что они уже должны приглашать друг друга на праздничные обеды. Марио как минимум три раза сотрудничал с Боузером, а Соник с доктором Эггманом практически в концовке каждой 3D-игры про синего ежа приходили к выводу, что работа в команде – это лучший выход из сложившейся ситуации.

Франшиза Sonic вообще любит злоупотреблять клише – все пять приёмов из данного списка встречались в играх про Соника не один раз. Готовы делать ставки, сколько из них мелькнёт в Sonic Forces?

Стереотипные гендерные роли

Dragon’s Lair

Если в двух словах: вы парень. Вы герой. Вы должны спасти девушку, с которой приключилась очередная неприятность только потому, что она девушка. Вас ждёт поцелуй в награду за подвиг и, возможно, какой-нибудь пирог. you are man.

Честно говоря, сосчитать количество героев, спасавших беззащитных девушек, в видеоиграх даже последнего десятилетия – это невыполнимая задача. Сюжет большинства игр традиционно строится вокруг бесстрашных парней с обязательным любовным интересом в виде прекрасной/соблазнительной/хрупкой/пугающе кокетливой девушки. Даже таким интересным персонажам как Зельде всё-таки нужна эмансипация.

К счастью, игровая индустрия понимает это, и мы всё чаще видим сильные женские ролевые модели вроде Алой или Челл, которые не нуждаются в спасении и вполне способны сами разобраться с проблемами. Тем не менее, создателям игр ещё есть над чем поработать – к примеру, над изображением персонажей на обложках. Да-да, речь о легендарных бронелифчиках. Мало того, что это избитый стереотип, это крайне непрактично!


Похожие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.