Рейтинг игр серии Resident Evil
28.04.2020Стоная и прихрамывая, мы рассмотрели все взлеты и падения одной из наиболее бескомпромиссных серий сурвайвал-хорроров.
Какая часть Resident Evil объективно лучшая? В попытках выяснить это, мы вспомнили каждую из них, и вынесли наш вердикт по каждому из эпизодов одной из наиболее культовых серий компьютерных игр, стоящей на одном уровне с Dark Souls и Mass Effect.
Собственноручно популяризовав жанр survival horror, Обитель зла пыталась удерживать первенство среди зомби-шутеров начиная с выхода первой игры серии в 1996 году. Однако, с течением времени франшиза приобретала всё больший размах и амбициозность, обрастая запутанной историей и экшен-сценами в лучших традициях Матрицы, что значительно отдалило более поздних представителей серии от того, с чего начиналась Resident Evil.
Каждая новая игра являлась своеобразным переосмыслением предыдущей, и несмотря на то, что не все эксперименты были удачными, они неизменно содержали в себе узнаваемый и пробирающий до мозга костей дух Resident Evil. И именно благодаря этим экспериментам Обитель зла продолжает удерживать внимание фанатов на протяжении практически двух десятилетий истории своего существования, попутно задавая тренды жанра и всей игровой индустрии – к примеру, если бы не Resident Evil 4, то любимый многими Dead Space не стал бы таким, каким мы знаем его сейчас, а больше напоминал бы некое подобие System Shock 3.
А с недавним выходом Resident Evil 7, ознаменовавшим возвращение франшизы к хоррору от первого лица, история словно замкнула полный круг. Новая Обитель зла явно черпает идеи из снискавших популярность современных игр (Outlast и ему подобных), которые в свою очередь вдохновлялись старыми играми этой серии.
Несмотря на морально устаревшую графику, многие игры Resident Evil получили порт на ПК – за единственным исключением Code Veronica. Так что, учитывая интересы как неофитов, так и ветеранов хорроров, мы постарались отразить в этом списке все взлеты и падения бессмертной серии, расположив её представителей в максимально объективном порядке от худших к лучшим.
Resident Evil: Operation Raccoon City
Здесь мы постараемся выражаться как можно мягче. Всё, что в этой игре есть хорошего, полностью нивелируется слабой боевой системой, действующей на нервы системой укрытий и откровенно неудачными моментами, наподобие финальной драки с Биркином – это битва настолько плохо несбалансированная и вялотекущая, что во время её прохождения возникает желание, чтобы в конструкцию компьютерных мышек все ещё входили шарики – до того хочется вырвать его и начать жевать, пуская слюни.
Что касается вышеупомянутого «хорошего», то оно ограничивается знакомыми персонажами и обстановкой – в игре рассмотрены последствия рискованных экспериментов Umbrella в рамках улиц Раккун-сити и в обертке теплой и ламповой атмосферы Resident Evil.
Но из-за кошмарного управления, глючного порта и отвратительного дизайна, Operation Raccoon City изначально была мертворожденной, и, надеемся, не планирует восставать из мертвых в ближайшее время.
Кто бы мог подумать, что сюжет скучного фанфика выльется в полномасштабный – и невероятно унылый – шутер. При одиночном прохождении, дружественные NPC здесь ведут себя как умственно отсталые, связь игры с событиями Обитель зла 2 очень незначительна, а отряд безликих болванчиков, над которыми предводительствует главный герой, напрочь вылетает из головы сразу же после прохождения. В целом – мусор.
Umbrella Corps
Не то чтобы эта игра и впрямь заслуживала столь низкого места в нашем рейтинге. Во всяком случае, её провала можно было запросто избежать. Umbrella Corps – это нешаблонный онлайн-шутер, разработчики которого вышли за рамки стандартного Deathmatch-лекала (по которому выполнены классические Quake или Unreal Tournament), а также дополнили игровой процесс тонким налетом атмосферы Resident Evil.
Каждая из игровых карт наполнена зомби, которые, как ни странно, не нападают при виде игрока – спровоцировать их можно, только уничтожив зомби-репеллент оппонента, что и впрямь стало новшеством и глотком свежего воздуха в эру засилья однообразных зомби-шутеров. Но версия Umbrella Corps для ПК вышла с отвратительной поддержкой управления клавомышью. И учитывая тот факт, что ПК пользуется добрая половина базы игроков, это очень большое упущение со стороны Capcom.
Resident Evil 6
Сразу расставим точки над «i»: эта игра – отстой. Рекламная кампания Resi 6 обещала, что нас ждёт лучшая играя в серии, битком набитая экшеном, хоррором и лором на любой вкус и цвет. И, нет, в этом плане она обманула ожиданий: все сюжетные кампании довольно интересны и разнообразны, а возможность взять на себя роль персонажей из многих предыдущих частей Resident Evil – как бальзам на душу для старых фанатов.
Но (кто бы мог подумать) неуклюжее управление ставит крест на дизайне и духе игры, перекочевавшем в неё из куда более удачных 4 и 5 частей. По сравнению с ними, огнестрел в RE 6 имеет убойную силу рогатки, а движение персонажа происходит по несуразной механике, впитавшей в себя элементы шутера от 3 лица в духе Gears of War и классическое статичное управление по принципу «стой и стреляй» из Обитель зла 4.
Эта полумера оказалась настолько провальным решением, что на корню уничтожила любой хоррор-потенциал игры. Атмосфера моментально рассеивается, как только игрок учится бить ногой с разворота, совершать кувырки и стрелять из оружия в падении или прыжке. Разумеется, удары ногами и кувырки были доступны и в Обитель зла 4, но при этом они были куда менее эффективны. С другой стороны, игра за бессмертного спецназовца-ниндзю, которыми перед нами предстают главные герои Resident Evil 6, не даёт ни малейшей возможности почувствовать даже намек на ощущение страха или уязвимости.
На самом деле, игра во многом оставляет желать лучшего, в особенности компания Криса. Но боевка – это просто нечто. Как только игрок открывает для себя весь спектр доступных ему возможностей – к слову, в игре ужасное обучение – он получает доступ к разнообразным жестам для самовыражения и акробатическим приемчикам.
Но дело в том, что этому совершенно не место в игре под названием Resident Evil, так что критика в её сторону более чем оправдана. Единственным светлым пятном RE 6 является режим «Наемник», который, тем не менее, не спас серию от неизбежного ребута.
Resident Evil: Revelations
Revelations неплохо смотрелась на Nintendo 3DS, но её последующий порт на ПК обнажил множественные недостатки игры. Локации выглядят тесными, пустыми и безжизненными. Враги довольно туповаты и передвигаются меньшими группами, чем в Resi 4 и 5. Конечно, это делает сражения с ними менее затяжными, но вместе с тем лишает деморализующего чувства численного превосходства врага. Из-за этого встречи с монстрами больше основываются на мимолетном испуге благодаря эффекту неожиданности, нежели на постепенном выматывании нервов игрока.
Также атмосферы игре не придают её вступительные сцены на солнечном морском берегу, где наш первый враг предстает в виде выброшенных на берег бесформенных сгустков слизи. В целом, Revelations не самое худшее включение в серию Resident Evil, но её возможности чересчур ограничены, а геймплей слишком однообразен – и в особенности это касается ПК-версии.
Судя по всему, игра задумывалась как попытка совместить дизайн первых Резиндентов с относительно упрощенным управлением четвертой части. И, конечно, это неплохо, что Revelations вообще получила порт на ПК, но вряд ли мы бы многое потеряли, если бы этого так и не произошло.
Resident Evil 5
Эта игра получила бы более высокое место, но по какой-то причине её базовая версия не включает в себя возможность совместного прохождения на одном экране, что является одной из наиболее запоминающихся особенностей Resi 5 для консолей. Но это исправляется с помощью модов.
Благодаря модам и всемогущему интернету, Resident Evil 5 можно пройти за один сеанс совместной игры вместе с другом. Правда, для этого лучше заранее запастись кофе и ништяками, так как игра всё-таки не подразумевает скоростного прохождения. С другой стороны, такой подход позволит проглотить всё, что может предложить RE 5, в виде одной огромной горькой пилюли и обеспечит максимальное погружение в геймплей.
В целом, Resi 5 выглядит так, будто создатели выбрали все наиболее удачные сцены из четвертой части – сцену в деревне или нападения на хижину – а затем скомпоновали их вместе, не оставив между ними пространства для саспенса и интриги. Учитывая поверхностно-блеклый образ Африки и историю, которая под конец больше напоминает сюжет аниме (впрочем, некоторым это напротив может прийтись по вкусу), Resi 5 – это игра не более чем на один раз. Она может похвастаться одной из наиболее проработанных боевых систем в серии, но это совершенно не исправляет положения.
Что касается положительных аспектов игры, то, как ни странно, тот факт, что по большей части её события разворачиваются при ярком дневном свете, совершенно не раздражает, хоть это и довольно неожиданное решение для серии, обычно избегающей подобных рискованных перемен. Также запоминается персонаж Шевы Аломар и первое посещение деревни, населенной чернокожими (что, по мнению некоторых, попахивает расизмом).
Во многом критика в адрес игры обоснована, но, тем не менее, она является более чем достойным представителем серии, даже если судить только по боевой системе. Помимо этого, взаимодействие Криса и Шевы уместно скрашивает гнетущую атмосферу – подобный дух товарищества присутствует во многих играх серии, но многими он недооценивается.
Конечно, Resi 5 содержит куда меньше удачных решений в плане геймдизайна, чем четвертая часть, но все же она на голову превосходит уже упомянутую нами Resident Evil 6. К слову, Вескер здесь просто уморителен: создатели наделили его британским акцентом, чтобы тот создавал более зловещее впечатление.
Resident Evil Zero
Основной плюс Resi Zero – сохранение ощущения подавленности и беспомощности, характерного для прошлых игр серии, а также олдскульного «танкового» управления. Необходимость переключаться между двумя персонажами – Ребеккой и Билли – делает выживание среди зомби ещё более напряженным. Вступительная сцена игры должным образом знакомит нас с главными персонажами и вводит в удушающую атмосферу игры, а напряженная развязка истории наступает как раз тогда, когда нужно.
Жаль, что этим запоминающиеся аспекты Resident Evil Zero, в общем-то, исчерпываются. В нем мы бродим по очередному поместью, тянем за очередные рычаги, убиваем очередных зомби – только в этот раз они перемежаются гигантскими кровососущими монстрами-пиявками. Однако, к 2017 году игрок уже успел насмотреться на всякое, и пиявками сейчас никого особо не напугаешь. Они склизкие, маленькие, черные и вызывают разве что чувство брезгливости. Это далеко не худшая игра серии, но в ней катастрофически мало выдающихся или запоминающихся моментов.
В частности, вопросы вызывает персонаж Билли. Начиная с его прически сессионного рок-музыканта и заканчивая ужасной племенной татуировкой, он явно герой не для этой игры. Его прошлое (он военный преступник, осужденный за отказ убивать мирных жителей) тоже не особо способствует сопереживанию – впрочем, в то время этот аспект не был сильной стороной серии Resident Evil. Вдобавок, игра не только не прояснила предысторию корпорации Umbrella, но и добавила ещё больше вопросов. К примеру, зачем доктор Маркус носит всех этих пиявок у себя под одеждой?
Но несмотря на это, возможность переключаться между Билли и Ребеккой углубила процесс разгадывания головоломок, а первая половина игры вызывала приятное – и оттого неизъяснимо жуткое – чувство клаустрофобии. В этом свете, очень жаль, что ближе к концу она скатилась в банальную бродилку по дому с приведениями, полностью выветривающуюся из памяти уже на следующий вечер после прохождения. Как вердикт, RE Zero входит в состав франшизы в качестве эдакого аналога безвкусного наполнителя – игра не сильно влияет на общую картину, но всё же она могла бы быть чем-нибудь по-настоящему стоящим.
Resident Evil 3: Nemesis
Первое, что вспоминается по поводу этой игры – это доступ к штурмовой винтовке, который предоставляется Джил Валентайн с самого начала игры на легкой сложности. В то далекое время, возможность сходу расстреливать зомби без необходимости скрупулезного подсчета патронов стала просто манной небесной для всех бывалых игроков, многие из которых на собственном опыте убедились, что если накопить в своём сундуке по целому арсеналу патронов каждого типа, то в итоге неизменно окажется, что на убийство финального босса не потребуется и половины от собранного.
Помимо этого, Resi 3 представила самого знакового протагониста серии – неубиваемого Немезиса, который имел привычку появляться в самые неожиданные моменты, пугая игроков своими зубами и нескладным стилем одежды. При появлении он обычно шипел «STAAARS», видимо, напоминая самому себе цель, на которую он запрограммирован охотиться.
Или, как вариант, жалуясь на актерский состав «звезд», с которыми ему пришлось делить экранное время в ленте 2004 года «Обитель Зла: Апокалипсис». Дополнительной уморительности происходящему придают диалоги с наемником Umbrella, Карлосом Оливерой. Дело в том, что его мексиканский акцент не очень удачно имитируется актером очевидно канадского происхождения. Но если отставить шутки в сторону, то побывать в Раккун-сити до событий Resi 2 было по-настоящему круто.
Но после выхода оригинального Silent Hill в 1999 году, многие испытывали к Resident Evil 3 завышенные и опрометчивые ожидания. В отличие от каноничного стиля RE, выдержанного в духе фильмов категории «Б», Silent Hill явил собой другую, ранее незнакомую игрокам ипостась ужаса, и, возможно, стал первым по-настоящему психологическим хоррором в истории.
Знакомство с порочными и аморальными персонажами, в своей извращенности на голову превосходящие Вескера и Биркина, а также возможность переходов между измерениями и одни из самых жутких боссов за всю историю компьютерных игр оставили глубокий след в психике игроков, не ожидавших подобного размаха психологизма. И многие из них ожидали от Nemesis примерно того же, что открыл для них Silent Hill.
На этом фоне темп игры казался чересчур медленным, зомби чересчур предсказуемыми и оружие чересчур мощным, а труднодоступные для понимания загадки, разгадываемые по методу проб и ошибок, и вовсе выводили из себя – несмотря на то, что всё вышеперечисленное было выдержано в том же ключе, что и в предыдущих частях Resident Evil. Главным источником опасности выступал Немезис, но даже он воспринимался как чуть более мускулистая версия X/T-00 из RE 2. Также в игру перекочевала старая система перехода между локациями: пройдя через ближайшую закрытую дверь, игрок автоматически выходил из боя и мог чувствовать себя в безопасности.
Но на этот раз создатели ввели исключение в это правило: Немезиса. Впервые в серии противник мог преследовать персонажа в нескольких игровых зонах сразу. Он пробивался сквозь ворота и двери с такой силой, что эти анимации послужили поводом для кошмаров целому поколению игроков. Ну и что, что Джилл с самого начала вооружена штурмовой винтовкой?
В данном случае это лишь означало, что ей точно придётся ею воспользоваться. Таким образом, одно небольшое изменение в игровую механику Resident Evil сделало третью часть одним из страшных хорроров в истории, а также источником для самых жутких и теплых игровых впечатлений, полученных нами в начале нулевых.
Resident Evil: Revelations 2
Revelations 2 – это, несомненно, самая недооцененная игра в серии. Возьмите персонажа, наделите его впечатляющим арсеналом Resi 4 и заставьте сражаться в зубодробительных экшен-сценах на жутком острове-тюрьме, будто сошедшем с кадров второсортного зомби-фильма. Вдобавок, прохождение требует налаженной командной работы классического персонажа RE – Клэр Рэдфилд и Берри Бартона – и гораздо более беззащитного партнера – подростка и ребенка. Последние, хоть и не в состоянии убивать монстров точными хэдшотами, но зато помогут приманивать их по одному с помощью точно брошенного камня или света фонарика, а также разбавляют прохождение своими нелепыми (и оттого запоминающимися) репликами.
Эпизодическая структура Revelations 2 была более чем оправдана. Эпизоды выходили с периодичностью в неделю, как искусственный способ разбить игру на главы (так как весь контент игры, вероятнее всего, уже был готов к выходу первого эпизода). Но это не нарушило естественного течения геймплея – напротив, умы игроков были настолько захвачены разношерстными монстрами и западающими в память персонажами, что этого хватало на всю неделю вперед. А затем мы получали очередную 2,5-часовую порцию кооперативного Резидента.
Возможно, это не лучший представитель серии в плане сюжета или дизайна уровней и головоломок, но не слишком серьезное отношение к самой себе сглаживает все недостатки Revelations 2. Игра является своеобразным сборником всех забавных и очаровательных особенностей серии Resident Evil, если такие прилагательные вообще применимы к сурвайвал-хоррорам как к жанру.
Resident Evil 2
Выход за рамки поместья, с которого все началось, и перенос зомби-апокалипсиса на улицы Раккун-сити стал важным этапом развития истории (хоть и довольно очевидным). Менее очевидным решением стало разделение сюжета на две пересекающиеся линии. Дуэт молодого полицейского Леона Кеннеди и Клэр Рэдфилд – сестры пропавшего без вести агента S.T.A.R.S Криса Рэдфилда из первой части – вполне соответствует духу серии, заданному в первой части.
Как и сиквелы камерного зомби-хоррора Джорджа Ромеро «Ночь Живых Мертвецов», Resi 2 имел куда больший размах и бюджет, и использовал возможность вывести жанр survival horror на следующую ступень на все 100%. И при виде полицейских участков, усеянных горами трупов офицеров, становится ясно, что действо и правда развивается на совершенно новом уровне.
Сюжет, заключающийся в попытке пары персонажей сбежать из зараженного города, дал большое пространство для драматического накала, попутно наделив дизайнеров простором для наполнения локаций игры деталями касательно истории корпорации Umbrella. Впоследствии, геймдизайнер RE 2 Хидэки Камия работал над такими проектами, как Devil May Cry, Okami, Bayonetta, но уже в составе студии PlatinumGames. А также он известен тем, что заблокировал целую уйму народу в Твиттере.
Resident Evil 2 Remake
21 год спустя, этот ремейк вызывает ностальгию по локациям и персонажам Resident Evil 2, но ощущается как совершенно новая игра. Вы можете бегать по RPD без загрузочных экранов! Какое удовольствие. Зомби также по-настоящему отвратительны. Игра похожа на сборку лучших вещей из современных частей Resident Evil от третьего лица со страшными моментами, соответствующими стандартам Resident Evil 7. Это заставляет задуматься, какая из старых частей получит следующий ремейк.
В конечном счете, поскольку мы дали игре на одно очко меньше, чем Resident Evil 7, технически в этом списке она находится чуть ниже.
Что делает игру действительно особенной, так это то, как она сочетает медленный, сложный сурвайвал-хоррор классических игр с интенсивной боевой системой из RE4. Могли быть несостыковки, но Capcom действительно их преодолели. RE4 всё ещё обладает преимуществом с точки зрения боссов, вариативности и оружия, но это чистый пример того, что делает старый стиль Resident Evil великолепным, а о большем вы и мечтать не могли.
Мне также нравится, что игра не является заложницей оригинала, давай старым локациям и сражениям второе дыхание. Как говорит Самуэль, это похоже на совершенно новую игру: современную и захватывающую, но поражающую теми же фишками, что и оригинал 1998 года. Я дал ей на несколько баллов меньше, чем RE7, потому что погони от Тирана кажутся недостаточно проработанными, и это не так захватывающе или удивительно, но это, несомненно, одна из лучших игр серии, и мне бы хотелось больше ремейков в том же стиле.
Resident Evil 7
Джек Бейкер – это мой новый любимчик. Он самый колоритный злодей хоррор-игр, и я его обожаю даже несмотря на то, что он протыкает головы лопатой. Его нельзя винить. Это всё во имя семьи, вокруг которой сосредоточен сюжет Resident Evil 7. И я в полном восторге от Бейкеров, ведь это настоящий сборник клише о жителях Юга и присущих для хоррор-игр архетипов, которым добавили характерные для серии черты характера.
Resident Evil раньше не выходила за рамки зомби-триллеров, однако в RE7 серия решила пройтись по всему жанру хорроров, а потому мы видим тонну отсылок на «Техасскую резню бензопилой», «Пилу» и «Звонок». Этот набор отлично работает в первую очередь из-за колоритных злодеев в лице семейки Бейкеров, которыми нас радовала далеко не каждая часть серии. Когда Джек проламывает стену или Маргарита призывает очередной рой зомбированных пчёл, это одновременно забавно и страшно, особенно учитывая особенности прорисовки персонажей. Выражения на их лицах можно увидеть даже издалека, и знаете, что? Зловещая улыбка ничего хорошего не предвещает.
Первые две трети игры нам приходится прятаться от членов семьи в разных местах особняка, и это совмещается с классическими для серии поисками ключей и креативными загадками. При этом на фоне невероятно детализированного дома Бейкеров эти загадки выглядят по-новому – идеальная мягкая перезагрузка для серии.
Враги, конечно, не радуют разнообразием – часть изначальных задумок либо вырезали, либо оставили для DLC; а когда семья Бейкеров пропадает из сюжета в последней трети прохождения, пропадает и очарование игры. Но, несмотря на свою однобокость, RE7 вселяет надежду касательно будущего серии. Впервые за последнее десятилетия мне действительно интересно, как она будет развиваться.
Resident Evil 7 примечательна в первую очередь из-за смены жанра. Как много крупных игровых франшиз могут похвастаться тем, что они радикально поменяли механику, не растеряв при этом изначальную идею и любовь критиков и аудитории? На ум приходит только одна, не правда ли? При этом Resident Evil сумела провернуть этот трюк дважды – с четвёртой и седьмой частями. Интересно то, что на выставке GDC режиссёр Коши Наканиши в интервью разделил предыдущие шесть часть на две трилогии. Это очевидный намёк на то, что седьмая часть даст старт новой трилогии. Я очень на это надеюсь.
Наканиши также сказал, что хотел подойти по-новому к жанру хорроров. Он создавал игру в надежде, что она станет для жанра тем же, чем в своё время стал «Тёмный рыцарь» для супергеройского кино. Судите сами, удалось ли разработчикам достичь этой цели, но они точно смогли достойно подать хоррор от первого лица, с чем раньше справлялись единицы, вроде Amnesia и Outlast. RE7 получилась крайне напряжённой – особенно во время первого прохождения; я, например, сидел с дрожащими руками уже после часа игры. А чего стоят прекрасные персонажи, которые врезаются в память с первого же появления на экране! С нетерпением жду новых проектов Capcom во вселенной Resident Evil.
Resident Evil / Resident Evil HD Remaster
Возможно, со стороны списков (вроде этого) немного нечестно объединять оригиналы и переиздания в один пункт. Но в данном случае наследие оригинала не только не было посрамлено, но и получило новую жизнь благодаря блистательному обновлению и последующему релизу на ПК. У многих сохранились теплые воспоминания об условностях боевой системы оригинала, необходимости подсчитывать ресурсы и её сложных, но вразумительных загадках. Все это сохранилось в ремастере и, как ни странно, сохраняет актуальность и увлекательность и по сей день – после некоторой практики, «танковое» управление в HD-версии прямо-таки греет душу.
«REmake» дополнил полный сурового реализма элемент хоррора подтяжкой текстур и новой угрозой в виде Красноголовых – практически неубиваемых зомби, восстающих из «мертвых» после выведения из строя, и преследующих главного персонажа по всему игровому миру. Разительное отличие от оригинала, в котором зомби даже не могли проходить через закрытые двери и переходить из комнаты в комнату.
При этом все эти обновления ничуть не повредили стилю и дизайну оригинала, напротив, добавив в него то, что планировали вместить в игру первоначальные разработчики, но не имели на то ресурсов или технической возможности. Это делает Resident Evil HD Remaster одним из наиболее верных оригиналу переизданий на памяти всей игровой индустрии, и одним из лучших сурвайвал-хорроров в истории.
Решение Capcom выпустить перенос игры в консоли GameCube на ПК в своё время вызвало настоящий фурор. Её статические фоновые планы ничуть не устарели за прошедшее с даты выхода ремастера время, а цветовая палитра всё ещё завораживает несмотря на свою мертвенную бледность. И учитывая тот факт, что популярность такого типа хорроров сошла на нет после выхода Silent Hill 4 и серии Forbidden Siren, то ремейк первого Резидента стал вдвойне знаковым событием. Остаётся надеяться, что грядущее переиздание Resident Evil 2 будет выполнено в том же духе.
Впервые ремейк вышел на GameCube в 2002 году, и неудивительно, что тогда он смотрелся впечатляюще. Но каким-то чудом ему удалось не утратить и толики своего очарования и 13 лет спустя. Центральное поместье обладает невероятной атмосферой, а произведения искусства и освещение делают его похожим на место, которое могло бы существовать в реальности. Мрачное, иногда до комичного нелепое, но в основном леденящее душу место.
Статичные фоновые планы добавлены не для галочки – они выполнены с должным вниманием к деталям и задают тон всей игре. А точнее, дают понять, что главный персонаж – незваный гость в поместье. Усиливают это впечатление углы камеры от третьего лица, вечно выглядывающей на игрока откуда-то из-за угла, создавая ощущение, что за ним что-то наблюдает из темноты.
Resident Evil HD Remaster постоянно держит вас в напряжении. Неважно, гулким эхом шагов или внезапно выпрыгивающей из воды гигантской зомби-акулой, готовой перекусить вас пополам.
Resident Evil 4
RE 4 вполне имеет право претендовать на звание экшена с наиболее мастерски выверенной динамикой в истории игр. Она буквально кишит удачными решениями в плане геймплея и развития сюжета, которые, при этом, не задерживаются дольше положенного и вовремя сменяются новыми. Чего только стоит гигантская неожиданно пришедшая в движение статуя, гонящаяся за героем по коридорам, или, к примеру, озерный монстр, убивающий неосторожного игрока, выстрелившего в воду, или жуткие враги, реагирующие на звук, или регенераторы, которых можно убить, лишь прострелив все органы при помощи датчика тепла.
Её изобретательность и бескомпромиссность не удалось в полной мере повторить ни одной вышедшей за последнее десятилетие игре. Resi 4 придала вторую дыхание шутерам от третьего лица, закрепив камеру за плечами главного героя, Леона. Её зрелищность и увлекательность более чем полностью компенсируют одноклеточный сюжет и диалоги. И, что немаловажно, Resident Evil 4 не только не устает пугать игрока на протяжении всей сюжетной линии, но и ни на секунду не теряет своей атмосферности.
Обитель зла 4 полна сюрпризов – как в плане неочевидных секретов, так и своей удивительно напряженной боевой системой. Но больше всего поражает в каком-то плане личный характер битв в игре. В частности, это касается жителей деревни, которые не слишком страшны сами по себе, но их человечность и хитрость позволяют сопереживать им на подсознательном уровне – и уже это пугает по-настоящему. Их хитрость проявляется в осознании собственного численного превосходства – например, когда они выскакивают из всех щелей, пока игрок отчаянно пытается взобраться по лестнице на крышу дома.
И осознание, что перед тобой существа, наделенные разумом, а не безмозглые мишени, иногда делает игру до мурашек реалистичной. Особенно удивительно подобное непреходящее чувство тревоги выглядит на фоне общего нарочито дешевого визуального стиля, которым характеризуется вся серия Resident Evil. Взять хотя бы тот момент, что со временем из голов жителей деревни начинают вырываться наружу жуткие насекомообразные паразиты.
Впервые игра вышла в свет на презентации в Лас-Вегасе, и уже тогда было ясно, что это нечто небывалое – полное переосмысление того, с чем мы имели дело раньше. И, что важно, это была не инновация ради самой инновации: смелый переход сохранил дух оригинальных Резидентов, одновременно с этим источая новые идеи.
Одна лишь боевая система в Resident Evil 4 обусловит неоднократное прохождение этого шедевра – ох уж эти выстрелы в колени жителям деревни, которые с явно недобрыми намерениями надвигаются на тебя с сельскохозяйственными инструментами в руках – и гарантированно заставит просидеть в изумлении какое-то время после окончания финальных титров.
[alert type=green]Как знать, возможно, со временем седьмую часть постигнет та же слава, но, в любом случае, это не лишит Resi 4 статуса вечной классики. Она задала серии Resident Evil высочайшую планку, которую ей вряд ли когда-либо удастся достичь вновь.[/alert]