Resident Evil 4: Жуткая игра

20.01.2020

Resident Evil 4: Жуткая игра

В честь 15-летия вспоминаем самые страшные моменты

Обычно я не играю в страшилки. В детстве я всегда избегала фильмы ужасов и дома с привидениями. Я не люблю щекотать нервишки, убегая от монстров. Есть люди, зависимые от адреналина, — я их полная противоположность.

Но я в некоторой степени восхищаюсь тем, как работают ужастики. Я не пойду в кино на «Оно» (It Follows), но частенько читаю про лучшие сцены, чтобы быть в курсе. Я преклоняюсь перед мастерами ужасов — теми, кто проникает в самые мрачные уголки нашего воображения, не прибегая к дешёвым, избитым пугалкам. Мастера понимают силу тайминга, освещения, клаустрофобии. Среди них — одни из лучших режиссёров.

Я не уверена, что именно заставило меня выбрать Resident Evil 4 в начале 2005 года: то чувство восхищения или же хайп вокруг игры. Resident Evil 4, безусловно, остаётся одной из самых популярных и влиятельных игр в серии. Сегодня она считается игрой, переопределившей экшн от третьего лица. Такой игрой заинтересовалась даже я.

Однако многие фанаты игры утверждают, что она вовсе не страшная. Всякий раз, когда кто-то критикует Resident Evil 4, обычно говорят, что она недостаточно пугающая. Хотя взгляните на сцену, где крестьянину отстреливают голову, и из шеи вырывается жуткий паразит. Другие утверждают, что в новых играх убрали ограничения оригинальной игры и уделили больше внимания постановке сцен, вместе с этим лишив напряжения. В этом плане игра превратилась из survival horror (ужас выживания) в экшн с элементами хоррора.

Но теперь, вспоминая Resident Evil 4 перед её 15-ой годовщиной, я хочу заметить в ответ: «Ну уж нет, Resident Evil 4 вполне себе пугающая». И это отличает её от некоторых сиквелов.

Деревня

Давайте начнем с первой сцены: Леон Кеннеди оказался в загадочной деревне, в которой все жители хотят убить его. Это одно из самых знаменитых игровых вступлений — та часть, которую помнят лучше всего о Resident Evil 4.

Сцены в деревне — шедевр напряжения и ритма, мастерски определяющий настроение и обстановку Resident Evil 4. Всё грязно и размыто; вашего водителя буднично пронзили и повесили над костром, а жители бродят, словно в трансе. Это всё очень загадочно: что происходит? Что не так с жителями деревни? Они зомби? Или нечто хуже?

Это нервирующее вступление скоро перерастает в одни из самых интенсивных сцен в истории игр. Не успеете оглянуться — придётся забаррикадироваться в доме, а жители деревни лезут в окно и стучат в дверь. Маньяк с мешком на голове нападает с бензопилой, и, если вас застигнут врасплох, или вы прозеваете нужный момент, голова Леона быстро упадёт с плеч.

От таких событий захватывает дух и появляется паника. Игры по своей природе — тщательно выстроенные события, и невероятно сложно воспроизвести то чувство подлинного страха. Похожие ощущения я испытала только в PUBG (PlayerUnknown’s Battlegrounds), когда скрывалась в доме, слышала подъезжающую машину и знала — меня убьют, если обнаружат.

Кевин Вонг писал об этой серии в «Kotaku»: «Очень часто первые уровни в видеоиграх словно оторваны от последующих. Они представляют из себя вылизанные обучалки — в первые 30 минут игры никаких серьёзных происшествий. Resident Evil 4 сделали наоборот. Разработчики бросили нас в сложную ситуацию, почти без оружия; мол, сами разбирайтесь. Это была блестящая тактика, которая особенно хорошо работает в жанре ужасов, цель которого — заставить зрителей постоянно чувствовать себя уязвимыми, не в безопасности».

Можно сказать, что захватывающая прогулка по деревне на самом деле — кульминация Resident Evil 4. Так заявил режиссёр Синдзи Миками. Ужас усиливается неизвестностью, и ничто не сравнится с тем моментом, когда вы впервые оказываетесь в деревне, понятия не имея, что происходит.

По мере развития сюжета Resident Evil 4 попадает на более привычную территорию, хотя в те времена это выглядело невероятно. В некотором смысле игра напоминает Metal Gear Solid, в которой также есть одинокий главный герой, пробирающийся через вражескую крепость. У Resident Evil 4 даже есть собственная версия кодека. Тем не менее, она умудряется вплетать те ужасы, которыми известна эта серия. При первой встрече Плага выглядит жутко — только вы решили, что избавились от противника, как вдруг труп с извивающимися щупальцами снова атакует. Сразу становится ясно, что происходит нечто очень странное, но загадок становится всё больше.

Намного позже вы сражаетесь с Салазаром, несколько нелепым малым в треугольной шляпе, которого охраняют две фигуры в тёмных плащах с горящими красными глазами. Салазар в конечном итоге превращается в монстра в стиле Кроненберга, слившись с королевой Плага. Совершенно отвратительные сцены, привнёсшие боди-хоррор в Resident Evil 4. Такие моменты часто встречаются в играх Resident Evil, так как почти каждый злодей превращается в жуткую жуть со слишком большим количеством глаз. Это говорит о том, что Resident Evil 4 не слишком далеко уходит от своих корней.

Остров

Пройдя три четверти истории Resident Evil 4 вы обнаружите загадочный остров. Вскоре вы узнаете, что здесь главный злодей Resident Evil 4 проводил свои самые ужасные эксперименты, и следующие сцены могут превзойти даже деревню. Здесь живут самые страшные враги, благодаря которым Resident Evil 4 казалась невероятной в свое время.

Пробившись на остров, вы попадаете в разрушенное, в основном заброшенное медицинское учреждение. Интерьер темный и давящий, поверхности заляпаны кровью. Один труп застыл с гримасой боли на лице, на его спине — плага. Я довольно долго бродила вокруг, не в силах отвести взгляд. Думаю, вас не удивит то, что меня подташнивает от боди-хоррора.

Вскоре после этого вы встретите своего первого Регенерадора (в локализации он называется «Регенератор», но на самом деле это ошибка). С монитора слежения вы увидите, как шипящая масса серой плоти медленно поднимается с операционного стола и, шаркая, идёт на вас. Чтобы убить его, вы должны использовать инфракрасный прицел снайперской винтовки и выстрелить в каждого паразита на его теле. Нельзя не испытать напряжения: вы пытаетесь аккуратно прицелиться в маленькие подсвеченные части на теле монстра, а он подбирается к вам. Стоит промедлить, и вы подпрыгнете от неожиданности — тварь хватает Леона и тянется к шее деформированными зубами.

Некоторые варианты Регенерадора особенно противны, так как приходится убить всех паразитов в их чреве, а затем отстрелить ноги, чтобы добраться до Плаги на спине. Некоторые покрыты шипами, которые могут удлиняться и проткнуть вас. Если вы оставите Регенерадора на земле слишком долго, он регенерирует свои конечности с жутким сосущим звуком или прыгнет на вас, как рыба. Прошло уже более десяти лет с тех пор, как я впервые сыграла в Resident Evil 4, но такие моменты навсегда остались в моей памяти.

В выпуске «Famitsu» несколько лет спустя Миками пожаловался на сложность создания игры ужасов на выживание. «Для меня ужас выживания — это баланс между пугающим геймплеем и проблемой преодоления этого страха. Благодаря этому вы чувствуете, что достигли чего-то. Прекрасный баланс между этими двумя составляющими и создаёт ужас выживания. Но таких игр становится всё меньше, поэтому я хотел сделать настоящий ужас выживания».

Resident Evil 4 смог достичь этого баланса благодаря Регенерадорам. Монстра можно убить, используя обычное оружие — главный предмет ужаса выживания, — но, с другой стороны, он выглядит как «подкрадывающийся ужас». В конечном счёте он стал символом успеха Resident Evil 4 и объясняет, почему эта игра стала одной из самых популярных (а может, и самой популярной) в серии.

Сам Миками, конечно, признает, что Resident Evil 4 сместил баланс в сторону экшена. Миками сказал «IGN» в 2014 году: «Ремейк Resident Evil — одна из моих любимых частей, но он не очень хорошо продавался. Поэтому я решил сделать больше экшена в Resident Evil 4. Если бы ремейк хорошо продавался, в этой игре было бы больше ужасов».

Впоследствии он сказал, что современные ужасы выживания слишком сильно полагаются на экшн. Действительно, Resident Evil 5 в большей степени ориентирована на экшн, чем Resident Evil 4, в ущерб себе. Эта тенденция в конечном итоге испортила атмосферу ранних игр, а также сериал, оправившийся лишь недавно.

Тем не менее, ужасы Resident Evil 4 не следует сбрасывать со счетов. Эта игра понимала, что иногда можно напугать игроков, просто не раскрывая информацию. Там было много глупых сцен, но были и страшные моменты, например, когда вы пытались перезарядить свое оружие, пока Регенерадор медленно, неуклюже полз по коридору.

Может быть, Resident Evil 4 изменила экшн от третьего лица, но для меня остаются лучшими и её страшные моменты.


Похожие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.