Худшие игры по «Звёздным войнам»
09.05.2020Не всем играм суждено стать KOTOR.
Фраза «худшие игры по «Звёздным войнам» из заголовка не означает, что я ненавижу каждую игру из этого списка. Здесь, конечно, есть несколько однозначных провалов, но есть и игры, которые мне действительно нравятся, — возможно, дело лишь в ностальгии. Наблюдать за взлётами и падениями игр по «Звёздным войнам» довольно занятно, равно как и отмечать все спорные решения, принятые издательством LucasArts.
И если вы не особый фанат вселенной «Звёздных войн», то вам, скорее всего, не стоит запускать эти игры. А проверить себя очень просто: читали ли вы хоть один комикс или книгу по «Звёздным войнам» за последние два года? Смотрели ли вы трилогию приквелов более 5 раз? Заходили ли вы на Вукипедию в последние полгода, а если да, то прочитали ли вы более 3 статей на ней?
Если вы ответили «да» на все три вопроса, то часть игр из списка должна вам понравиться. Лично я прошёл как минимум половину из них, причём некоторые даже по несколько раз, но сейчас я намерен критиковать их. Просто потому, что они этого заслуживают.
Для контраста советую прочитать список лучших игр по «Звёздным войнам» на ПК.
Rebel Assault I and II
Год релиза: 1993/1995
Разработчик: LucasArts
Я знаю как минимум одного человека, который подумает: «Эй, а мне нравилась Rebel Assault – как из-за малобюджетных катсцен, так и за то, что в то время почти не было новых историй по ”Звёздным войнам”, если не считать книг». И я вас понимаю. Конец 80-х и начало 90-х были трудными временами для фанатов саги, а игры помогали заполнить 16-летний промежуток между трилогиями, тем более что LucasArts в тот момент была в отличной форме.
Эта дилогия рельсовых шутеров, использовавшая технологию FMV не могла похвастать особой интерактивностью, а потому была заметно хуже всех других проектов по «Звёздным войнам», выпущенным в тот же период, — сегодня она придётся по вкусу лишь единицам. Предложенный нам тир в космосе и на поверхности планет имеет мало общего с истребителями X-Wing и тёмной стороной Силы.
Однако ужасно срежиссированные FMV-ролики из второй части обладают определённым шармом. Складывается ощущение, что их снимали за копейки в чьём-нибудь гараже, предварительно обклеив стены зелёной бумагой, на которую затем быстро наложили нужный фон. Лично мне атмосфера Rebel Assault напоминала о первой трилогии, где бюджет тоже был больной темой, но даже этого не хватило, чтобы искренне полюбить игру.
Shadows of the Empire
Год релиза: 1997
Разработчик: LucasArts
Ох, мне даже жалко включать эту игру в список, ведь я прошёл её целых шесть раз, последний из которых был в прошлом году. Shadows of the Empire пытается совместить все возможные жанры – шутеры от первого и от третьего лица, гонки на транспорте, воздушные бои, схватки в космосе, перестрелки из турелей и даже платформеры, однако каждый из этих эпизодов выполнен далеко не на высшем уровне. Управление получилось крайне неудобным, особенно это касается уровней на поверхности планет, хотя GOG-версия неплохо работает в паре с контроллером для Xbox 360.
События разворачиваются в период между 5 и 6 частями фильма, а играем мы за Дэша Рендара, протагониста, сильно напоминающего Хана Соло, и который настолько же глубок, как и любой главный герой из 90-х. К выходу Shadows была приурочена довольно неплохая книга за авторством Стива Перри. И хотя сложно поверить, что это действительно канон «Звёздных войн», здесь проглядывается та же атмосфера, что и в современных комиксах по этой вселенной (от студии Marvel), в которых злые версии R2-D2 и C3PO в компании По Дамерона ищут гигансткое космическое яйцо.
Shadows нельзя назвать хорошей игрой, даже несмотря на набор классических планет вроде Хота и Корусанта и битв с боссами, в числе которых IG-88 и Боба Фетт. У игры были все шансы стать удачной (правильная атмосфера и сеттинг, а также узнаваемые герои), но в итоге получился плохой шутер. Уровни с погонями смотрятся лучше, особенно аркадная «Битва за Хот» в самом начале.
Интересный факт: легенда студии LucasArts Тим Шейфер «Никогда не пытался сорвать разработку Shadows of the Empire!», как указано в титрах. Дело в том, что когда ему становилось скучно в офисе LucasArts, он заглядывал к соседям, занимавшимся созданием игры по «Звёздным войнам», и активной надоедал им. (Об этом рассказал Роб Смит, один из членов команды Shadows of the Empire).
Episode I: The Phantom Menace
Год релиза: 1999
Разработчик: Big Ape Productions
Приурочить сразу две игры к выходу фильма «Призрачная угроза» было интересным ходом со стороны LucasArts. Это удвоило шансы того, что хотя бы одна из игр станет настоящим хитом. Так и получилось: Episode I Racer покорил всех динамичными гонками на подах, и очень жаль, что игры до сих пор нет в GOG или Steam. Давно пора её выложить!
Второй же игрой стал проходной шутер от третьего лица, который честно следовал сюжету первой части трилогии приквелов и отправлял нас на Набу, Мос Эспа, а затем снова на Набу, предлагая играть за героев, которые не вызывали ни капли интереса. Для 1999 года он выглядел весьма неплохо, и даже достойно пересказывал показанную в фильме историю, хотя актёр озвучки, пародирующий голос Лиама Нисона звучал так, словно согласился на эту затею после проигранного спора, а потому появлялся на площадке исключительно в подвыпившем виде.
Это неспешная и занудная игра, которая могла привлечь разве что своим названием. К тому же её можно было пройти за несколько часов, а с учётом того, что Racer была доступна и на ПК, покупать эту игру не было никакого смысла. Странно, что LucasArts решилась выпустить настолько посредственный проект спустя два года после выхода Jedi Knight, но подобная нестабильность стала знаковой для игр по «Звёздным войнам».
Force Commander
Год релиза: 2000
Разработчик: LucasArts/Ronin Entertainment
Я помню статью в журнале PC Gamer в конце 90-х, где писалось, что Force Commander должна стать одной из лучших игр всех времён и народов. Сама идея трёхмерной RTS в сеттинге «Звёздных войн» звучала отлично, но конечный результат получился разочаровывающим. Лично меня больше всего смущало то, что битвы были поставлены и вполовину не так драматично, как могли бы. Да и выглядели они весьма уродливо.
Со стороны разработчиков было смелым шагом создавать игру в 3D. Студии Ensemble и Westwood в то время выпускали стратегии в изометрическом 2D, поскольку 3D-камера имела ряд серьёзных недостатков.
Трёхмерные модели смотрелись чересчур угловатыми, а интерфейсу не хватало солидности. К тому же Force Commander вышла в золотую эпоху RTS, а потому всё её недостатки сразу бросались в глаза.
Следующая попытка вместить «Звёздные войны» в рамки жанра RTS произошла в игре Galactic Battlegrounds, и даже тогда сильное сходство с Age of Empires отпугнуло многих игроков. Выпущенная компанией Petroglyph игра Empire At War (2006) – это, пожалуй, самая достойная RTS из всех, что выходили в данной вселенной.
The Clone Wars: Republic Heroes
Год релиза: 2009
Разработчик: Krome Studios
После выхода Lego Star Wars студия LucasArts решила избрать новое направление, выпуская игры исключительно для детей, оставив многогранные сюжеты и сложных персонажей (как в сериях Jedi Knight и X-Wing) в прошлом. Republic Heroes – это необязательное приложение к мультсериалу «Войны клонов», который я начинал смотреть три раза, так как меня убеждали, что после двух сезонов он становится интересным (но в итоге я его всё равно забросил и перешёл на «Повстанцев», что понравилось мне намного больше).
Republic Heroes – это как Lego-игра, но без Lego, перед нами незамысловатый платформер с кооперативным режимом. Кто вообще станет её покупать, когда в Steam есть четыер нормальные Lego-игры по «Звёздным войнам» и десятки тысяч Lego-игр по другим фильмам и сериалам?
The Force Unleashed II
Год релиза: 2010
Разработчик: LucasArts
Мне понравилась первая часть The Force Unleashed, как и идея того, что движение повстанцев было организовано учеником Дарта Вейдера, который не упоминался ни в одном из фильмов. Но экшн здесь был довольно спорным, словно студия и не выпускала до этого Jedi Knight: QTE и заскриптованные анимации почему-то стали важнее реального использования Силы и точных ударов световым мечом.
Несмотря на это, игра позволяла творить довольно зрелищные трюки. К тому же в 2008 году новых фильмов по вселенной не ожидалось, а потому новая история была принята с распростёртыми объятьями. Вторая часть же игры по качеству напоминает один из тех киносиквелов, что выходит сразу на DVD. Она слишком короткая (около 5 часов), и у неё серьёзные проблемы с главным героем – нам предлагается играть за клона персонажа из первой части.
Локаций стало значительно меньше, и они быстрее успевают надоесть – к моменту, когда начнутся финальные титры, вы больше никогда не захотите смотреть на Камино. Обидно, что боевая система и анимации получились лучше, чем в первой части, словно LucasArts потратила весь бюджет на разработку только этих аспектов. Но наслаждаться ими мешали стандартные 30fps на ПК и управление, которое явно делалось с прицелом на джойстик.
На системе Windows 10 Steam-версия игры вылетает на первом же экране LucasArts. Чтобы решить эту проблему, придётся запустить её в режиме совместимости Windows XP3 (отдельное спасибо WonderGamer за помощь в этом вопросе).
В случае с этой игрой я даже рад, что Lucasfilm решила отказаться от старой расширенной вселенной «Звёздных войн» и начать всё заново. Хочется верить, что в будущем игры EA по миру «Звёздных войн» окажутся более достойными, чем The Force Unleashed II.